Одна из френдес написала недавно пост на тему манипуляций в социальных сетях, в частности, в Facebook. Пост заканчивался вопросом: «Когда уже люди начнут критически воспринимать информацию?». Исходя из своего шестилетнего опыта работы с чувствительными темами, могу предположить, что проблема не столько в активности отклика на манипуляции, сколько в характере манипуляций, как и в подготовке почвы для определенного восприятия определенной новости определенной аудитории.
Интересно: #Паникаистерика: как приспособиться к карантину и пережить пандемию COVID-19
Если мы обратим внимание на то, как часто появляются в украинском медиапространстве информационные поводы, то увидим, что в течение последних шести лет они появляются примерно раз в день. Разнообразные, и почти всегда – тревожные, они не дают времени обдумать, проанализировать, составить адекватные выводы; особенно с учетом специфики некоторых новостей, которая требует экспертных заключений, а не обывательских. Но выбора у аудитории нет: на события нужно как-то реагировать, знаний и опыта для анализа хватает не всегда, а изменения, о которых рассказывают в новостях, чаще всего касаются каждого и каждой в Украине. Кроме того, некоторые украинские медиа, к сожалению, используют эмоциональный подход, отвергая принципы объективности и взвешенной подачи информации, а это запутывает аудиторию, которая, конечно, эмоционально реагирует на эмоциональный контент.
С одной стороны, объяснить данную ситуацию могут масштабные изменения в Украине, на которые сами журналисты/журналистки не всегда могут реагировать адекватно. Время больших перемен – время перманентного стресса. С другой стороны, ответственность перед аудиторией должна определять качество контента.
Например, преимущественно негативное отношение общества к граждан/гражданок Украины, которые проживают на оккупированных Россией территориях формировалось с помощью многих факторов и инструментов, и стигматизация была первой из них: сначала медиа создали впечатление, что в Донецке/Луганске/Крыму местное население якобы «зовет Россию», а потом все произошло само собой – язык ненависти, эмоциональное восприятие законодательства, игнорирование соблюдения прав человека. И когда мы видим в социальных сетях подобные сообщения (и, главное, комментарии под ними), должны помнить, что это результаты пропаганды ненависти в стране, находящейся в состоянии вооруженного конфликта. Но помнить об этом трудно. Особенно, когда в такой же очереди, многочасовой очереди через блокпост, стоят близкие тебе люди.
Подобные посты пишут не только о жителях/жительницах неподконтрольных Украине территорий или вынужденно перемещенных лиц. Их пишут и о представителях/представительницах разных национальностей, религиозных конфессий, сообщества ЛГБТ+, о феминистках, словом, о всех, кто переросли тесные рамки советской коммуналки. Однако «коммуналка», к большому сожалению, не так легко выпускает своих жертв. Эта почти физическая потребность знать, с кем спит соседка, в котором часу домой вернулся сосед, и что кто покупает в магазине, это стремление осудить, поставить вопрос на обсуждение, разобрать на партийном заседании, – это будет получаться, и очень болезненно будет выходить из нас годами.
Но худшим результатом эмоционального восприятия важных вопросов, по моему мнению, является то, что тема соблюдения прав и свобод человека стала предметом дискуссии. Человеческая жизнь и здоровье как высшая ценность, гражданские права, право на безопасность отходят на второй план, а на первый выходит обсуждение личных предпочтений, гражданской позиции, отношения к политической ситуации в Украине. И здесь роль медиа приобретает совсем другой смысл: хайп определяет рейтинг, рейтинг дает прибыль, прибыль определяет уровень жизни. Существовать в предложенных условиях трудно, но, если в кризисных ситуациях (которые и должны адекватно освещать СМИ) медиа могут внести конструктивную составляющую в каламуть, в которую превратились «обсуждения» в социальных сетях, то, мне кажется, вопрос уже в этике, профессионализме и ответственности.
Аудитория имеет полное право на качественный контент, так же –на качественные продукты питания, товары и услуги. И если сегодня мы кормим аудиторию хайпом, а завтра сами не можем найти адекватный источник информации, здесь есть прямая связь. Прошло шесть лет со дня вторжения России в Украину. Кажется, пора приспособиться к новым условиям журналистской работы, и постоянно себе напоминать: «Это увидят люди. Как моя новость повлияет на их жизнь?».
Важно: Письмо тебе: чего я не прощу, и почему это не важно
Читайте также:
Говорит Луганск: Российская пропаганда действует во всем мире
Говорит Крым Россия пытается своей пропагандой заменить нам хлеб
Говорит Донецк: Российская пропаганда похожа на наркотик, который вводят силой
Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов. Мнение редакции может отличаться от авторского.
© Черноморская телерадиокомпания, 2024Все права защищены