Этот материал для тех, кто любит теории заговоров. Кому везде мерещатся масоны, иллюминаты, рептилоиды и прочие мнимые «хозяева мира». Для тех, кто видит во временной оккупации Крыма и боевых действиях на Донбассе не путинскую агрессию, а геополитическую борьбу США и России.
Почему-то так сложилось, что на страницах «Черноморки» приводили часто неадекватные мнения только одной стороны – кремлевской. То глава Совета федерации РФ Валентина Матвиенко рассказала о готовности якобы «трудиться над восстановлением и нормализацией отношений» между Украиной и Россией и «начать все с чистого листа».
То премьер-министр РФ Дмитрий Медведев говорил про якобы «противоречивые заявления» украинских властей, а также призвал не «отрезать каналы общения с Россией».
То министр иностранных дел России Сергей Лавров пугал тем, что «власти в Киеве будут душить русских», а Кремль «не уйдет от защиты русскоязычных».
Но вот американцам слова не давали. Исправляемся.
А если серьезно, то у новых украинских властей имени Владимира Зеленского заканчивается «медовый месяц»: нужно отрабатывать гигантский электоральный кредит доверия, полученный 21 апреля и 21 июля, а также выходить на полноценное сотрудничество с нашими международными партнерами.
Да, с Ангелой Меркель и Эммануэлем Макроном встретились, но к одному из наших самых главных союзников, который находится по другую сторону Атлантики, пока не летали.
Причин несколько: очевидно, что в Вашингтон нужно явиться с четким планом, предложениями, идеями и просьбами. Возможно, мешают слишком токсичные для США чиновники в команде шестого украинского президента.
Но, похоже, американский вояж Зеленского начинает материализоваться. Разведку боем в США уже провел секретарь СНБО Александр Данилюк, назвав основную тему будущих переговоров лидеров Украины и Соединенных Штатов.
А сам Зеленский на минувших выходных четко обозначил временные рамки встречи с Трампом.
«Должна быть встреча с президентом Трампом в сентябре. В Вашингтоне», – сказал он агентству Интерфакс-Украина.
Очень надеюсь, что смысловое наполнение встречи прорабатывается украинской стороны, потому что просто рассказать о происходящем в Украине недостаточно. Для информирования Вашингтона об украинских делах есть специальный человек – специальный представитель Государственного департамента США по вопросам Украины Курт Волкер.
Поэтому очень неплохо было бы знать, что на уме у этого дипломата, который в какой-то мере тоже влияет на украинские перспективе в геополитических баталиях.
Далее для вас главное из интервью Волкера, которое он дал журналу «Український тиждень».
О РОССИЙСКОМ ПОЗИТИВЕ И НЕГАТИВЕ В ОТНОШЕНИИ УКРАИНЫ
«От России поступают различные сигналы. Москва предложила выдачу паспортов украинским гражданам, что является абсолютно провокационным шагом, который противоречит нашей цели переговоров в Минске.
В то же время если говорить о прекращении огня, то есть определенное улучшение. Кроме того, Россия отвела свои силы вблизи Станицы Луганской. Также возобновлена дискуссия о возможности обмена пленными. Итак, имеем некоторые положительные и некоторые негативные вещи».
ПРО ОСВОБОЖДЕНИЕ УКРАИНСКИХ ВОЕННОПЛЕННЫХ И ПОЛИТЗАКЛЮЧЕННЫХ
«Очень жаль, но Россия не подавала никаких признаков того, что она планирует освободить моряков, которых она атаковала и захватила в международных водах. Все это абсолютно незаконно, и международный суд принял соответствующее решение против РФ.
Однако украинцев продолжают удерживать. И обращаются с ними без всякого уважения, как это должно быть в отношении военных другой страны. Их судят в российском гражданском уголовном суде, что абсолютно неприемлемо. Москва в очередной раз затягивает этот судебный процесс, чтобы удерживать их и дальше. Сначала рассмотрение должно было начаться в апреле, затем в июле, а теперь уже перенесли на октябрь. Это недопустимо.
И это действительно утраченная возможность для России, так как можно было нарастить динамику в вопросе обмена пленными и установления мира. Они не воспользовались этим шансом, и дальше относятся к морякам как к заложникам».
ПРО ВАЖНОСТЬ ПЕРЕГОВОРОВ ПУТИНА И ЗЕЛЕНСКОГО
«Чтобы прийти к согласию, нужен непосредственный контакт между украинским и российским правительствами. Безусловно, есть поддержка со стороны США и партнеров по «нормандскому формату». Но здесь должен быть прямой контакт.
Между президентами Путиным и Зеленским недавно состоялся телефонный разговор, и я считаю, что этот шаг помог встречи в «нормандском формате» в Париже, а затем и переговорам в Минске. Именно так это должно быть. Не думаю, что здесь может помочь участие сторонних игроков.
Установление непосредственного контакта между президентами Украины и России, между их представителями, чтобы договориться о дальнейшем развитии событий, – это верный способ добиться положительного результата».
ПРО РАЗВЕДЕНИЕ СИЛ В СТАНИЦЕ ЛУГАНСКОЙ
«Было бы справедливо сказать, что после преодоления нескольких препятствий возглавляемые Россией силы выведены из районов, из которых они должны были выйти. Как я увидел во время визита на северной стороне реки остается один блокпост, с которого эти силы должны отступить и разобрать укрепления. Они до сих пор этого не сделали, но разоружили его. И есть планы по продлению демонтажа укреплений и их перемещения.
На самом деле я настроен довольно оптимистично, думаю, все прошло хорошо. И чтобы это завершить, нужно еще немного времени. Это сложно, в частности, и потому, что между сторонами нет непосредственной канала связи.
РФ вышла из совместного центра координации и контроля, зато выдвинули своих представителей, так называемые «народные республики», которым нет места в Украине и которые не должны быть там представлены. Это значительно усложнило коммуникацию между сторонами.
ОБСЕ способствует ей благодаря Специальной мониторинговой миссии (СММ), однако это требует времени. Ведь СММ должна получить и передать намерения украинской стороны, затем сделать то же для российской стороны, а затем контролировать выполнение и последовательность действий. Но даже со всеми этими трудностями происходит движение вперед, и оно должно продолжаться».
ПОЯВЯТСЯ ЛИ МИРОТВОРЦЫ ООН НА ДОНБАССЕ
«Я до сих пор верю, что это важный вариант. Но давайте четко определим цель. Это полное выполнение минских договоренностей, безопасность на востоке Украины. Российские силы должны уйти. И должен быть определенный безопасный промежуток времени и пространства, чтобы можно было выполнить минские договоренности, в частности, чтобы были условия для проведения местных выборов.
Один из способов сделать это, и я считаю его лучшим, – развертывание миротворческой операции по мандату ООН. Именно эта миссия может создать на время безопасную зону. Это не единственный путь.
Возможно, это и не нужно, а возможно, кто-то найдет лучший способ. Но я считаю, что вариант с миротворцами следует рассматривать серьезно, чтобы способствовать выводу российских сил и реализации минских договоренностей».
ЕСЛИ ЛИ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРМАТ ПЕРЕГОВОРОВ, КОТОРЫЙ ПРЕКРАТИТ ВОЙНУ НА ДОНБАССЕ?
«Сторонами Будапештского меморандума являются США, Великобритания, Франция, РФ и Украины. Одна страна его нарушает, и это Россия. Москва обещала поддерживать территориальную целостность и суверенитет Украины в обмен на отказ Киева от ядерного оружия. Вместо этого Россия захватила Крым, оккупировала Донбасс.
Вы можете говорить, что меморандум является ошибкой и США и Великобритания не выполнили своей части сделки. Однако дело в том, что единственной страной, которая нарушает договор, является Россия. Поэтому проблема не в меморандуме, а в действиях Москвы.
То же самое с минскими договоренностями. Там три стороны: Россия, Украина и ОБСЕ. Кто их нарушает?
Я не очень озабочен форматом. Вопрос в том, что делает РФ. Кремль до сих пор думает, что, продолжая войну на Донбассе, может ослабить Украину, дестабилизировать ее, давить на Киев, попробовать удержать страну под российским влиянием. Однако все, что случилось за пять лет, совершенно противоположное.
Украина стала сильнее, демократичнее, успешнее, значительно больше внимания уделяет вопросам национальной идентичности во всех общинах. Теперь это прозападная, проевропейская, более благосклонная к НАТО страна. И более антироссийская, потому что Россия и дальше убивает украинцев.
Что бы ни пыталась РФ сделать с Донбассом, это дало противоположный результат. Именно поэтому я надеюсь, что мы сможем работать с ней, чтобы положить этому конец».
ГОТОВ ЛИ ТРАМП ПРИСОЕДИНИТЬСЯ К ПЕРЕГОВОРАМ ПО УКРАИНЕ
«Проблема опять же в действиях и политике России. Если будут признаки того, что она настроена серьезно и готова реально прекратить конфликт, я уверен, для президента Трампа это очень важно. Формат имеет меньшее значение, чем наполнение. Но если бы встреча была полезной, мы, безусловно, рассмотрели бы такой вариант.
И если бы был создан новый формат, где были бы вовлечены США и кто-то еще, например Великобритания, Франция, Германия, мы тоже готовы поддержать такие встречи.
Не знаю, удалось бы нам длительное время поддерживать высокий степень привлечения президента или госсекретаря, как это происходит в рамках «нормандской четверки». Но, безусловно, мы хотим поддерживать усилия любыми способами, чтобы продвинуться в переговорах и достичь мира».
ПРО ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЛОКАДУ ДОНБАССА
«Это очень сложный вопрос. Я поддерживаю обе стороны этой дискуссии. С одной стороны, пришли оккупационные войска, захватили активы, принадлежащие другим людям, забрали ресурсы, получают прибыль с этого. И если вы ведете с ними бизнес, то таким образом только способствуете тому, чтобы это продолжалось и дальше, помогаете им получать незаконную прибыль. Поэтому мне понятно, почему вы должны сказать: «Нет, мы не можем с ними работать».
С другой стороны, экономика Донбасса полностью пришла в упадок, и я считаю это трагедией. Местное население не имеет никаких вариантов для трудоустройства, для нормальной работы, люди живут под бандитским режимом, который там установили россияне, у них нет никаких возможностей.
Если они останутся, их заставят вступить в ряды «армии» или стать чиновником в «народных республиках». Поэтому вся молодежь уезжает оттуда, убегает, пытаясь трудоустроиться и как-то выжить на неоккупированных территориях или в других местах.
Остаются только пожилые люди, которым нужна помощь. Они до сих пор там, потому что боятся, что заберут их имущество. Это ужасно».
ПРО МИЛИТАРИЗАЦИЯ ЧЕРНОГО И АЗОВСКОГО МОРЕЙ
«Все вопросы, возникающие по Азовскому морю, вытекают из претензии России на юрисдикцию Крыма. Она претендует на сушу, поэтому требует территориальные воды вокруг полуострова, поэтому стремится к одностороннему контролю над проливами и, наконец, заявляет, что имеет право полностью контролировать доступ к Азовскому морю. Все это незаконно и неправильно. И с этим абсолютно никто не соглашается и не поддерживает такую позицию.
Ведь это физически позволяет России ограничивать доступ как коммерческим судам, так и военным кораблям. И нас это беспокоит. Мы хотим помочь Украине улучшить контроль надводной ситуации и возможности береговой обороны. Мы отвергаем российские претензии и поддерживаем свободу судоходства.
Мы хотели бы найти креативные пути улучшения навигации без признания претензий России, но и без принуждения ее к признанию суверенитета Украины, поскольку знаем, что она откажется».
ПРО САНКЦИИ ПРОТИВ РОССИИ
«Мы держим санкции против России уже пять лет. В некоторых упоминается Азовское море, и всегда есть возможность их усилить. Мы не отменяем ограничения, а на самом деле со временем даже увеличивали, так же как и ЕС, потому что Россия не отступает от своей линии поведения».
«Думаю, решение о возвращении России в ПАСЕ было ошибочным. Оно вредит авторитету Совета Европы. Это была важнейшая организация по защите демократических институтов и прав человека в Европе, и такой шаг нанес большой вред ее авторитету.
Это не означает, что Европа сейчас перелистывает страницу и забывает о российской агрессии. Наоборот, я уверяю, что сейчас растет беспокойство из-за вмешательства РФ в демократические процессы в западноевропейских странах. Теперь есть четкость в том, как люди говорят о России. Есть обеспокоенность из-за угрозы национальному суверенитету со стороны Москвы: совершение убийств, покушение на жизнь на территории европейских стран, таких как Великобритания и применение химического оружия и вообще готовность использовать его.
Есть глубокое разочарование отсутствием российской реакции на ряд вопросов, которые вызывают беспокойство в Восточной и Центральной Европе, а иногда и в Западной, например, дальнейшая реализация проекта «Северный поток-2», влияние Кремля на Европу через энергетическую политику. Санкции ЕС сохраняются уже долгое время.
Даже такие люди, как лидер итальянской «Северной лиги» Сальвини, начинают понимать, что отношения с Россией будут иметь определенные последствия. Мы это видели в Австрии с отставкой правительства после скандала с видеозаписями. Роль России все больше рассматривается как отрицательная. И я думаю, что в Европе сопротивление ей на самом деле усиливается».
ПРО ДЕЛА В ОТНОШЕНИИ УКРАИНСКИХ ОЛИГАРХОВ В США
«Это просто верховенство права. Если у нас есть доказательства того, что люди нарушили законодательство США, было это мошенничество, или отмывание денег, или нарушение режима санкций, мы начинаем расследование, пытаемся собрать материалы, преследуем их.
Если говорить о Фирташе, то у нас достаточно доказательств и обязательств, поэтому мы хотим привезти его в США и там привлечь к ответственности. Мы сделали запрос о его экстрадиции из Австрии, и тамошние суды решили, что это возможно. Теперь ждем решения австрийского правительства на основании выводов их судов».
Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов. Мнение редакции может отличаться от авторского.
© Черноморская телерадиокомпания, 2024Все права защищены