Мы плавно вошли в дни шестой годовщины создания мифа про российский Крым. Мифа, который был положен в основу российской гибридной агрессии и оккупации Крыма. Мифа, который был раздут до масштабов духовной скрепы, одной из тех, которыми удерживается целостность российского патриотизма.
Ну, вы, наверное, помните тот безумный март 2014 года. Тогда мы узнали про «зеленых человечков», зверствующих молодчиков из «Правого сектора», от которых срочно нужно спасать русскоязычных крымчан, и боевых дельфинов, которые в угоду так называемому фашистскому киевскому режиму будут подрывать основы благополучия крымского полуострова.
Читайте также: Шестая годовщина оккупации: Крым не их
Тогда же от Владимира Путина мы узнали, что Крым – это не просто «исконно русская земля» (вопреки мнению греков, генуэзцев, турков и крымских татар), которая возвращается в, прости Господи, «родную гавань». Тогда мы узнали, что Россия будет спекулировать и перекручивать не только историю, но и религию, чтобы обложить свои претензии на Крым максимальным количеством мифов.
Тогда Путин гордо провозгласил: «Здесь древний Херсонес, где принял крещение святой князь Владимир. Его духовный подвиг – обращение к православию – предопределил общую культурную, ценностную, цивилизационную основу, которая объединяет народы России, Украины и Белоруссии».
Несколько месяцев спустя он закрепил тезис мыслью о «колыбели православия» еще одним заявлением.
Также важно: Путин, Потоцкий и Украина: кто придумал российский патриотизм
«Именно в Крыму, в Херсонесе, крестился князь Владимир, а потом крестил Русь. Изначально первичная купель крещения России – там. И Херсонес – это же что? Это Севастополь. Вы представляете, какая связь между духовным истоком и государственной составляющей, имея в виду борьбу за это место: и за Крым в целом, и за Севастополь, за Херсонес? По сути, русский народ много веков борется за то, чтобы твердой ногой встать у своей исторической духовной купели», – сказал Путин. И легенда об исконно русском крымском православии пошла в мир, укрепляясь в народном сознании и наращивая на себя новые и новые подробности, которые очень нравятся народу, но ничем не связаны с реальностью.
То, что Крым не имеет никакого отношения ни к колыбелям, ни к, тем более, колыбелям русского православия – разбиралось уже не единожды. И потому, что Владимир крестился не в Херсонесе, а в Киеве (как вариант – в Василькове, в зависимости от трактовки, но все равно от Крыма далеко). И потому, что христиане в Киевской Руси были и до Владимира, и считались там вполне привычным явлением. И потому, что само православие, как явление, появился сильно после того, как Владимир решил всех перекрестить – раскол Восточной и Западной христианской церкви оформился лишь в 1054 году. Это все – детали, которые нами были рассмотрены не единожды, а россиянами игнорируются постоянно.
Интересно: Евромайдан в Донецке, Луганске и Крыму: история сопротивления, которую пытаются «забыть»
Сюда можно добавить еще одну деталь. Журнал «Киевская старина», который специализировался на исторических публикациях, в далеком 1896 году опубликовал переписку одного из протоиереев с архиепископом Херсонским и Таврическим Иннокентием во время осады Севастополя. В подводке к этой публикации кратко объясняется, чем знаменит архиепископ Иннокентий (выпускник Киево-Могилянской академии, к слову, как и большинство действительно знаковых для Русской церкви людей). И в числе прочих заслуг отмечается, что после его вступления в управление епархией преосвященный Иннокентий почти ежегодно посещал Крым и особую ревность проявил в восстановлении древних христианских святынь, разрушенных и заброшенных за 6 веков правления мусульман.
С момента оккупации Крыма Россией в 1787 году, как отмечает автор в публикации почти 150-тилетней давности, все эти святыни стояли заброшенными и никому ненужными. Ни о какой «колыбели православия» в России тогда никто не помышлял. Пока в 1848 году выпускник Киево-Могилянской академии не стал церковным администратором региона и не восстановил Тотемский, Ахтырский, Святогорский и Георгиевский-Балаклавский монастыри, открыв, кроме того, в Крыму еще несколько монашеских скитов. Словом, не возродил к жизни все то, чем последние шесть лет активно размахивают россияне, оправдывая украденный ими полуостров. И все то, что мало кого из них интересовало как до появления преосвященного Иннокентия, так и после его смерти. И, судя по тому, как складываются исторические тенденции, все то, что в России вскоре вновь станет никому не интересным.
Важно: Про Крым «без крови»: напоминание о мифе Кремля в День крымского сопротивления российской оккупации
Мифы России, на которых держится ее государственность, крайне изменчивы. Они подменяют собой историю, религию и культуру этой страны, но не имея прочных связей с реальностью, часто меняют свою форму и суть. Сохраняется лишь общее направление – поддерживать жизнь гигантского умирающего государственного формирования. Неспособность основной народной массы помнить о чем-то дольше 7 секунд – позволяет жонглировать мифами безболезненно, обеспечивая им устойчивость и живучесть.
А вот нам про это все стоит помнить. И про мифы, которыми прикрывается российская агрессия, и про то, как они меняются, и про то, о чем говорят нам исторические факты. Готовность противостоять агрессии всегда начинается с головы. И чем меньше в голове мифов, созданных агрессором, тем легче долго работать на победу над ним.
Про сопротивление «зеленым человечкам» и боевикам из так называемой «самообороны», переселении из Крыма, а также участии в боевых действиях на Донбассе читайте интервью крымчанина Игоря Руляка.
Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов. Мнение редакции может отличаться от авторского.
© Черноморская телерадиокомпания, 2024Все права защищены