9 марта – день рождения украинского поэта, художника, мыслителя Тараса Шевченко. По случаю 206-й годовщины со дня рождения легендарного украинца по всей Украине и в мире прошли торжественные мероприятия и церемонии возложения цветов к памятнику великого Кобзаря. Почувствовали, как вас окутывает дымка унылого школьного официоза? Выдохните и забудьте. Шевченко был намного интереснее, чем мы привыкли о нем думать.
Он был невысокого роста, привлекателен, с огромной харизмой и ярким чувством юмора.
Был в отличных отношениях с алкоголем, в котором отлично разбирался. Считал любое пиво, кроме английского портера, сцаками. Любил хорошее вино и дорогой ром. Мог выпить столько, что любого нормального человека такая доза срубила бы с ног, а вот его никто никогда не видел по-настоящему пьяным.
Интересно: Потерянный остров: Мир увидела книга репортажей об оккупации Крыма Натальи Гуменюк
Ему нравилось пить чай и курить сигары. Он знал толк в кофе по-венски. Любил борщ, затертый салом или с сушеными карасиками и приправами. В еде вообще был не слишком требовательным. Умел наслаждаться жизнью, и запивая устриц шампанским, и поедая миску пельменей.
Ему нравилось быть в центре внимания и покорять публику своим творчеством. Больше других нравилось покорять жен и дочерей дворян да шляхты. Сам он запросто покорялся страстным женщинам, под которыми земля на три сажени вниз горела. Был неплохим танцором. Ярким актером. Модником, который легко тратил деньги на дорогие вещи. Благо, статус популярного и очень востребованного художника позволяли ему тратить деньги, не слишком вникая в калькуляцию.
Он работал почти в круглосуточном режиме. Создал более тысячи рисунков и картин. Кроме «Кобзаря» написал еще 9 повестей, пьесу «Назар Стодоля», наброски различных драматических произведений, этнографических зарисовок. Вел дневник и в невероятном количестве писал письма. Учился с нечеловеческой жадностью, осваивая мастерство художника, читая, изучая классику и собирая фольклор. Писал стихи. Ценил театр. Был неиссякаемым рассказчиком прибауток и анекдотов. Особенно – анекдотов про москалей.
Умел грамотно и уместно материться, даже в своих произведениях. Отличался талантом внимательного и сопереживающего слушателя, чем располагал к себе многих. Умел быть эксцентричным и ядовитым, чем многих раздражал. При этом его самоирония была столь же искрометной, как и умение высмеивать окружающих. Был отличным имиджмейкером, который умудрился сам создать и продвинуть свой образ, умело обернув его мифами собственного производства.
Важно: Государство «Абхазия»: «Голос страны» вне политики?
Любил весну и рыбалку. Понимал красоту природы. Очень любил радовать детей. Мог просто посреди улицы усесться с ними и делать пищалки или рассказывать сказки. Почти всегда, даже в тяжелейшие годы ссылки, у него находилась пара лишних конфет, которыми можно было порадовать соседскую ребятню.
Он был ярким и разным. Одновременно – и светский лев, и представитель богемы, и в доску свой парень для простых людей. С отличным вкусом к жизни и стремлением к счастью. С талантом замечать детали и суть явлений, который встречается у избранных раз в столетие. С умением заворачивать в слова смыслы, которые способны пробивать души насквозь. С гением художника, который одинаково прекрасно рисует и карандашом, и словом.
Он был настолько живым, что даже после его смерти, люди отказывались верить, что он умер. Вплоть до начала ХХ века на Черкасщине, где Шевченко родился, люди рассказывали, что на самом деле он не умер. Мол, вместо него в гроб положили какого-то солдата, а сам Шевченко инкогнито живет в Галиции, только изредка посещая родные края проведать родственников.
Но нам, вместо этой ярчайшей личности, которая до сих пор способна вызывать у людей и восхищение, и ненависть, десятилетиями подсовывали заполированный портрет. Шевченко был везде, его засовывали в любую щель, выхолащивая все смыслы. Его многогранный образ еще в советские времена свели к плоскому портрету мрачного дядьки в смушковой шапке, который просыпался утром и тут же начинал страдать за тяжкую долю неньки-Украины. Почему? На плоском до тошноты затасканном образе любви к своей культуре не построишь. Он непонятен и неприятен постоянным навязыванием. Так нам преподавали не только Шевченко, так нам преподносили всех украинских писателей, стоящих внимания.
Тем лучше, что в последние годы все больше входит в моду привычка отставлять в сторону привычный со школы портрет и стараться рассмотреть живого человека за надоевшим образом. Вчерашняя волна публикаций лишний раз напомнила нам, насколько актуальным остается Шевченко, если стереть с него этот слой забронзовелости, которая мешает нам воспринимать его не как устаревшие нафталиновые тексты, а как вечно актуальную классику. А ведь именно в таком ракурсе и его творчество становится понятнее, и школьная программа по литературе начинает обретать смысл. Более того – она даже становится интересной.
Читайте также: Николай Семена: Соблюдение международного права – не в русском характере
Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов. Мнение редакции может отличаться от авторского.
© Черноморская телерадиокомпания, 2024Все права защищены