Дискуссия «Что такое доктрина «русский мир» и как противостоять ее посягательствам?» состоялась в рамках главного культурного фестиваля страны 28 BookForum 16 сентября. Партнером мероприятия стал образовательный центр Dialog hub. Куратор философской программы философ Александр Комаров поднял такие непростые вопросы: есть ли противоречие между философией и защитой своего в условиях войны, можем ли мы отличить, где у нас поликультурность, а где откровенно враждебные влияния «русского мира»?
Философиня Наталья Кривда рассказала, что термин «русский мир» появился еще в XI веке – его использовал один из сыновей Ярослава – Изяслав в тексте, посвященном Клименту Римскому. И сейчас этим термином активно манипулируют пророссийские деятели.
«Да, «русский мир» постепенно завоевывает пространство. Это два больших актера, которые на этом поле, мировом поле работают: Россия как государство, Российская Федерация и русское зарубежье, российская диаспора, которая во всем мире очень активна: посягает не только на присвоение определенных ценностей, литературные традиции, интеллектуальную плеяду, а еще влияет на экономическое формирование политики тех стран, где эта русская диаспора находится», – подчеркнули Наталья Кривда.
Исследовательница вопросов философии Ксения Зборовская отметила, что поликультурное измерение, в котором живут украинцы, которое нам досталось в наследство, необходимо осмысливать. Также, философиня выделила узкое и широкое значение доктрины «русский мир».
«В узком смысле обычно ссылаются или на религиозный национализм, обычно сформулированный патриархом Кириллом в речи 2009 года, или на государственный етнонациональномовний проект, который был разработан в 2000-х годах государственными российскими структурами и, собственно, фондом под одноименным названием «русский мир», а также теми мыслями, по определению Института стратегических исследований, они выводят определение «русский мир» с тех дискуссий между политиками и интеллектуалами российскими, которые после развала советов пытались воспроизвести это домодерныое политическое тело в какой-то новой структуре», – объяснила Ксения Зборовская.
Зато более широкий взгляд рассматривает «русский мир» как некое субъектное единство. Во-первых, это проект определенных политических элит, политическое и определенное культурное смысловое единство, цель которого установить и расширить власть, силу России. И, во-вторых, это уже доктрина, которая должна идеологически легитимировать сущность этого проекта.
Философ Вахтанг Кебуладзе убежден, что «Культура – это поле борьбы. И тут оказывается, что мы, как интеллектуалы, философы, специалисты по культуре политических наук и т.п. тоже оказываемся в этой ситуации. То есть, мы не можем просто уйти. Мы не можем сказать, что: нет, мы не принимаем в этом участие. Если мы говорим, что не принимаем, то все равно участвуем, но мы становимся или объектами манипуляций, или useful idiots – полезными идиотами, не осознавая того, все равно работают на какую-то из сторон», – рассказал Вахтанг Кебуладзе.
Он отметил, что многие украинцы не готовы принимать реальность. Он поделился рецептом, как работать с традицией «русский мир».
«Мы должны вспомнить Сократа и немного применять иронию. Во-первых, вообще к культуре в целом… Мы очень серьезно относимся к русской культуре, забывая, что это одна из культур и в конечном итоге не имеет такого большого значения, как нам кажется»,– подчеркнул Вахтанг Кебуладзе.
Философиня Наталья Кривда поддерживает позицию, что осмысление своего прошлого – это один из очень мощных инструментов формирования собственной идентичности. Образование, наличие общих врагов, символическая культура с осмыслением прошлого – мощные инструменты формирования идентичности.
«Мы не можем отдавать наше прошлое. Может, я сейчас радикально буду звучать. Я бы никогда не отдавала наше прошлое кому-то на растерзание», – отметила Наталья Кривда.
Ксения Зборовская рассказала о западной тенденции обращения к ранней античной философии, ведь такие работы помогают в общем политическом контексте, осмыслении демократии в основе европейской цивилизации.
Напомним, что 28 Львовский международный BookForum проходил во Львове при поддержке Украинского культурного фонда, Львовского городского совета и Львовской облгосадминистрации. Программа фестиваля насчитывает 120 событий, 250 участников, в том числе – 25 иностранных авторов из 21 страны мира. Все события 28 BookForum – бесплатные. Онлайн-записи смотрите на сайте bookforum.ua.
Позиция Украинского культурного фонда может не совпадать с мнением авторов.
Читайте также: Противоречие, или Почему «русский мир» – не о мире
© Черноморская телерадиокомпания, 2024Все права защищены