Второй эпизод из свидетельских показаний Андрея Сенченко на заседании по делу №761/9437/15-ц о факте вооруженной агрессии Российской Федерации против Украины от 22 марта 2016 года в Шевченковском районном суде г. Киева.
11 марта 2014 года Указом и.о. Президента Украины я был назначен и.о. заместителя руководителя Администрации Президента Украины.
В тот же день по согласованию с и.о. Президента Украины А. В. Турчиновым я по неофициальным каналам вышел на контакт с одним из руководителей Министерства обороны Российской Федерации и организовал освобождение и эвакуацию из Крыма украинских военнослужащих, журналистов и гражданских активистов, незаконно задержанных на оккупированной территории Крыма и Севастополя российскими военнослужащими, сотрудниками спецслужб и криминальными группировками, именуемыми «отрядами самообороны».
В общей сложности в течение марта-мая 2014 года мне удалось добиться освобождения и организовать эвакуацию с оккупированной территории сорока украинских граждан.
В ответ в процессе специальной операции мной был передан российской стороне один сотрудник Главного разведывательного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации Роман Филатов, задержанный на территории Украины. Решение о передаче Р. Б. Филатова принималось руководством Службы безопасности Украины по согласованию с и.о. Президента А. В. Турчиновым.
Обстоятельства блокирования, штурма воинских частей Вооруженных Сил Украины и последующего незаконного задержания украинских военнослужащих, освобождением которых мне пришлось заниматься, в т.ч. командующего ВМС Украины С. А. Гайдука, заместителя командующего ВМС Украины – начальника войск береговой обороны И. А. Воронченко, командира 204 бригады тактической авиации полковника Ю. В. Мамчура, командира Феодосийского батальона морской пехоты подполковника Дмитрия Дилятицкого и заместителя командира батальона по работе с личным составом Ростислава Ломтева, капитана 2 ранга Вячеслава Демьяненко, старшего лейтенанта Александра Филиппова, капитана 1 ранга А. Г. Калачова и ряда других, позволяют утверждать, что оно производилось военнослужащими подразделений специального назначения Российской Федерации с применением силы, использованием военной техники и угрозой применения оружия.
В период незаконного лишения свободы, который в некоторых случаях длился более месяца, украинские военнослужащие на территории Крыма и Севастополя удерживались и охранялись военнослужащими Российской Федерации. На них оказывалось давление с целью склонить к измене Родине. Некоторые из них подвергались допросам с применением методов физического и психологического воздействия, а также пыткам. Указанные допросы проводились представителями Главного разведывательного управления Генерального штаба Вооруженных Сил России и других спецслужб Российской Федерации.
Указанные действия полностью соответствуют признакам вооруженной агрессии против Украины, предусмотренным статьей 1 Закона Украины «Об обороне Украины».
Гражданские активисты и журналисты, незаконно задержанные на территории Крыма и Севастополя в первые дни оккупации полуострова представителями т.н. «самообороны», также подвергались физическому и психологическому воздействию, пыткам и, в некоторых случаях, допросам представителями спецслужб РФ.
Тот факт, что в процессе освобождения и передачи украинской стороне как военнослужащих, так и гражданских лиц координатором на территории оккупированного Крыма являлся начальник штаба-первый заместитель командующего войсками Южного военного округа ВС РФ генерал-лейтенант А. Н. Сердюков, с которым мне приходилось неоднократно общаться по телефону, позволяет утверждать, что уже в первой половине марта 2014 года РФ через высокопоставленных представителей своих вооруженных сил и спецслужб осуществляла эффективный контроль над территорией Крымского полуострова, а также полностью управляла т.н. отрядами самообороны и крымской «милицией».
Источник: «Сила права»
© Черноморская телерадиокомпания, 2024Все права защищены