15 февраля 2019 года в этот беспокойный мир пришла новая компьютерная игра – шутер от первого лица Metro Exodus (Метро: Исход), созданный по романам российского писателя Дмитрия Глуховского. Уже через пару дней после релиза игра набрала 84 балла на англоязычном агрегаторе рецензий Metacritic. Также «Исход» попал на второе место британского розничного чарта. К чему я веду? Это #перемога, детка! Разработчики – киевская игровая студия 4A Games, которая с 2014 года прописалась на Мальте, потому как ввиду российско-украинской войны инвесторы не спешили сотрудничать даже с талантливыми гейм-дизайнерами в Украине.
Похоже, теперь у студии все хорошо, и я искренне рад, потому что с теплотой вспоминаю и серию игр « S.T.A.L.K.E.R.», созданную этими же людьми еще в составе компании GSC Game World, и предыдущие две части «Метро» – Metro 2033 и Metro: Last Light уже под логотипом 4A Games.
По сюжету книг Дмитрия Глуховского, в июле 2013 года началась Третья мировая война, в ходе которой из-за масштабного применения оружия массового поражения (ядерного и биологического) погибла большая часть человечества. Даже спустя 20 лет после ядерной войны на поверхности по большей части наблюдается высокий уровень радиации, не позволяющий человеку находиться там без средств защиты. Поверхность густо населена всевозможными мутантами, в большинстве своем агрессивно настроенных по отношению к человеку.
Игровая трилогия Metro придерживается основной сюжетной линии книг Глуховского, потому все происходит в Москве. В первой части (Metro 2033) было несколько отсылок к киевскому происхождению разработчиков – то фото с видами Киева кем-то приклеено на стене, то вместо станции метро Павелецкой-радиальной вдруг появляется киевская станция метро Крещатик.
Во второй части (Metro: Last Light) намеки разработчиков становятся все злее:
В «Исходе» они тоже есть, например, написание названия страны-агрессора с маленькой буквы:
А еще эпизод на локации Волга. Там можно встретить ребят в ватниках, которые избавляются от технической бесовщины и поклоняются Царю Рыбе. Заодно ущемляют права других инакомыслящих людей. И сюжетный поворот, который заносит главного героя к правительству. Позже окажется, что «правительство» на самом деле захвачено каннибалами с повадками орков (типа Мордор). По завершению этой «правительственной» миссии игрок получает достижение «Обед не удался» с картинкой простреленного двуглавого орла.
Я сам не играл в Metro Exodus, потому что «те дни давно позади». К счастью, за пару дней с даты релиза многие блогеры уже наиграли десятки часов и разразились довольно объемными рецензиями, так что в неведении никто не останется. В целом игру оценили очень высоко. Самые лестные похвалы отвесили за превосходную графику.
Были и замечания. Англоязычные пользователи жаловались на невыразительную как для игры озвучку речи персонажей. Почти все рекомендовали включать русскую озвучку с английскими субтитрами. Русскоязычные пользователи же заявили, что в русском озвучка тоже не очень: актеры сильно и неуместно переигрывали, из-за чего многие разговоры звучат неестественно, порой их смысл не совпадает с субтитрами. Англоязычные им возражали: мол, лучше как угодно, но не по-английски, а по-русски – все равно как. Разработчики обещали еще украинскую озвучку, но к релизу не успели. С первым патчем обещали добавить. И у меня зародилось подозрение, что украинская озвучка будет единственной нормальной. Потому что украинская.
Впрочем, по шуточным отсылкам это не все. Этот релиз, как и многие другие новинки игровой индустрии, я бы благополучно пропустил, если бы в Мордоре не полыхнуло. Видимо, пропагандисты тоже интересуются компьютерными играми, иначе им бы не попался видеогайд, в котором англоязычный игрок показывает, как получить ачивку «Декоммунизация» в Metro Exodus. «Надо разрушить самую большую статую в детском лагере», – говорит он, и бежит по постапокалиптической местности к памятнику Ленину… Вот она, самая большая статуя. Он просто взял и… начал разбивать ее: сначала отпадает нога, потом рука и голова, и в итоге вот трофей и достижение «Декоммунизация» получены. Вуаля!
В России уже давно не коммунизм, но ленинопад – он для них как фантомная боль. Хотя в случае с Россией мертвую часть тела (мертвого вождя) решили не отнимать и не утилизировать, а сохранить (о таком мутанте еще целую игру запилить можно). Ну да не о том… Ачивка получена – сюжет для телеканала «Россия 24» готов:
Разработчики, по мнению ведущего Алексея Казакова, увлеклись «их майданными реалиями, а еще поглумились над москвичами, мол, они не знают, что за пределами столицы, посреди разрухи и полчищ мутантов, тоже живут люди». По поводу глумления разработчиков над москвичами я лично не уверен. Но кажется, российские пропагандисты восприняли сюжетный вымысел куда яснее, чем разработчики рассчитывали.
Писатель Дмитрий Глуховский уже высказался по этому поводу: «Мне очень лестно, что канал “Россия 24” обратил внимание на мое произведение. Я рад, что у них подгорело. Очень приятно, что мне удалось немножко ткнуть палкой в их улей». Глуховский также объяснил, что этот небольшой акт декоммунизации – разбивание памятника «бесчеловечного людоеда Ленина», по сравнению с остальным миром метро, где глушатся все внешние сигналы, вообще незначительный. А с украинской компанией 4A Games его связывают длительные рабочие отношения, к тому же его политические убеждения совпадают с убеждениями разработчиков.
Забавно бывает наблюдать нашу жизнь в в далекой от реальности симуляции. Завершить хочется анекдотом, также перекликающимся с нашей действительностью. Его периодически можно было услышать от NPC в «S.T.A.L.K.E.R.»:
На базе Свободы* мужика шифером убило. Все собрались, сочувствуют, охают… Потом пригляделись, а это не мужик, а зомби… Думаете, они блокпосты пошли укреплять, патрули… Нихрена подобного! Токо раскудахтались опять, мол, развелось монстров, даже шиферу упасть некуда…
*«Свобода» – одна из сильнейших группировок Зоны и самая ее многочисленная группировка, также единственная из всех крупных группировок, которая открыто сопротивляется правительственным войскам и исследовательским группам.
Не будьте как свободовцы из анекдота. Труп зомбака следует утилизировать. Больше дела, меньше разговоров. А игроманам из России хочется пожелать хотя бы «кудахтать» научиться для начала, когда сверху сыпется шифер.
Автор: Пылып Дикий
Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов. Мнение редакции может отличаться от авторского.
© Черноморская телерадиокомпания, 2024Все права защищены