Первые посетители проекта «Battle of Memories: мифы и реалии советской эпохи» уже называют его обязательным к просмотру. Он переносит зрителя в жизнь брежневского времени через быт, средства пропаганды и артефакты тех времен, которые формируют емпатийное погружение в мир «маленького человека» тоталитарной эпохи. Проект дает возможность заглянуть за пределы ложных убеждений и устоявшихся представлений, а молодому поколению составить собственное непредвзятое мнение и сделать выводы.
«Многие еще и сегодня идеализируют образ советской действительности. Это делается не случайно, потому что возврат к СССР является идеологической базой российской пропаганды. Современная Россия стремится возвращения своего имперского статуса, и СССР является для них образцом наибольшего расцвета российского имперского проекта. И очевидно, что это влияние российской пропаганды имеет место и в Украине. Как не странно, эту работу надо проводить и среди молодежи. Как показывает практика России, там молодые люди, родившиеся далеко после 1991 года, благодаря этой пропаганде, так же ностальгируют по тем временам. Они верят в то, что тогда было лучше, чем сейчас, верят в то, что там была возможность для самореализации. И эти мифы перенимает и украинская молодежь. Поэтому чрезвычайно важно проводить такие выставки, которые десакрализируют советский миф», – отметил один из идеологов проекта, историк Владимир Вятрович.
Выставка построена на контрастах. После первого зала, в которой построен круг украинской идентичности, которая сжимается к центру через «давление» всяких приказов и постановлений, размещенных во внешнем квадрате, вторая и следующие залы погружают в советскую атмосферу. Здесь представлены образцы пропаганды (например, слоганы о борьбе за мир контрастируют с информацией о войне в Афганистане и других локальных конфликтах, часто провоцируемых и поддерживаемых СССР). Далее зритель попадает в комнату, которая демонстрирует реалии советского быта, с примитивной посудой, пустыми гастрономными холодильниками с табличками на русском «Яиц нет» и «Ушла на обед», типичным гардеробом советского человека (и, как противопоставление – известное фото 1959 года, когда модели известного французского кутюрье Кристиана Диора прошлись по улицам Москвы, где их воспринимали, как инопланетян). Четвертый зал помогает почувствовать давление системы на тех, кто осмеливался иметь собственное мнение, отличное от «генеральной линии партии».
Выставка получила грант Украинского культурного фонда.
«Я родилась в те времена, и я тоже была частью той системы. Мы все тогда жили в тех реалиях, потому что других не было. Но я не скажу, что эти воспоминания являются для меня лучшими. Если спросить меня, хотела бы я вернуться туда, то ответ будет однозначным: нет. И особенно остро это чувствуешь на таких выставках. Спасибо организаторам за такую возможность показать тем, кто ностальгирует за теми временами, как все было на самом деле», – поделилась впечатлениями председатель Украинского культурного фонда Марина Порошенко.
Организаторы выставки сознательно остановились на относительно стабильных временах, эпохе Брежнева, когда не было таких массовых репрессий и геноцида и который российская пропаганда сейчас больше всего прославляет. Но выставка дает почувствовать, что, несмотря на это, государство пыталось полностью контролировать человека. В экспозиции представлены информационные блоки о культе вождя («Дорогой Леонид Ильич»), советский империализм («СССР – оплот мира»), «совковый» быт («Все для блага человека»), а также – контроль сознания («Моральный кодекс строителя коммунизма»), преследование инакомыслящих («Соблюдай бдительность») и выступления человека против системы («Органы не ошибаются…»).
«В мире есть угрожающая тенденция, когда страны бывшего соцлагеря и даже Западной Европы вспоминают о советском прошлом с ноткой ностальгии. Российская Федерация пошла дальше – выстраивает идентичность на обломках досоветской и советской империи. Поэтому эта выставка ориентирована, прежде всего, на молодое поколение, чтобы оно осознало масштабы фальши и лжи тоталитарного режима, сущность советского «рая», больше узнало о коммунистической пропаганде, жестком контроле над личностью, о преследовании инакомыслящих, захватнической внешней политике и военных экспансиях Советского Союза. И, соответственно, приобрело иммунитет от идеологического зомбирования. Этот проект важен и для музеев, в том числе краеведческих, которые застряли во времени между двумя эпохами. Многие из них до сих пор имеют советские экспозиции с попытками осовременивания нарративов. Впрочем, они не совсем ориентируются, как двигаться дальше, убедительно менять экспозиции не только содержанием, но и формой. Эта выставка может стать экспозиционной моделью. Она показывает, как в небольшом пространстве изменить и сценографию, и форму подачи материалов. Избавиться от идеологем и мифов – очень важно для становления демократического государства, обновления и обретения культурной, национальной и индивидуальной идентичности. Майдан стал четким цивилизационным выбором украинцев, этапом формирования гражданского общества и политической нации. Майдан был за очищение от тоталитарного прошлого, за утверждение нашей свободы. Поэтому Национальный музей Революции Достоинства стал партнером этого проекта», – говорит Игорь Пошивайло, генеральный директор Национального музея Революции Достоинства.
Выставка демонстрирует пример современного подхода к подаче информации. Экспозиция, кроме визуального восприятия экспонатов, имеет мультимедийную составляющую: звук, видео, аудио.
«Этот проект – попытка запустить процесс внутренней декоммунизации. Попытка очистить сознание людей, освободить ее от тех ложных ценностей, которые остались с советских времен. Ведь, как свидетельствуют социологические опросы, около 30% украинцев до сих пор ностальгируют за Советским Союзом», – подчеркнула Наталья Иванченко куратор выставки, сотрудница Украинского института национальной памяти.
«В условиях российской агрессии и информационной войны этот проект должен стать предостережением против манипуляции человеческим сознанием и побудить к критическому мышлению», – отметила Наталья Буланова, директор Музея истории города Каменского.
В основу выставки легла коллекция портретов Леонида Брежнева и другие раритеты советской эпохи, собранные работниками музея истории города Каменского Днепропетровской области. Организаторы выставки надеются, что эта экспозиция станет примером для других музеев, которые до сих пор остаются заповедниками советского дискурса.
4-5 октября здесь состоится семинар для региональных музеев с участием международных спикеров.
Для студентов и учащихся предусмотрена образовательная программа, через которую они смогут ощутить жизнь «простого советского школьника»: что они чувствовали, что могли видеть, читать, какую музыку слушать (по книге «Как я разрушала империю» украинской писательницы Зирки Мензатюк). А также кураторские экскурсии и многое другое.
Выставка будет действовать до конца 2019 года. Музей Ивана Гончара (ул. Лаврская, 19). Вход свободный.
© Черноморская телерадиокомпания, 2024Все права защищены