ДЕНЬ ОККУПАЦИИ:
3
9
3
8
ДЕНЬ ОККУПАЦИИ:
3
9
3
8
В центре внимания
«Парад членов»: инсталляция и перфоманс как диагноз для общества
  06 февраля 2019 11:25
|
  1717

«Парад членов»: инсталляция и перфоманс как диагноз для общества

«Парад членов»: инсталляция и перфоманс как диагноз для общества

PGEYkS563Go

19 декабря 2018 года в коридоре Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры появилась инсталляция Спартака Хачанова «Парад членов». Инсталляция изображала колонну гипсовых солдат, танков и ракетных комплексов. И все фигурки в ней были подчеркнуто фаллической формы. Многие считают, что это не искусство, а лишь попытка унизить нашу армию. Ведь Спартак Хачанов сказал, что война между Украиной и Россией – это лишь меряние писюнами. Сам он до мозга костей пацифист, и, как обладатель белого билета, освобожден от этого глупого и унизительного занятия измерения и сравнения гениталий. Я считаю, что «Парад членов» – это стопудово искусство, и ниже объясню почему.

После каждой годной инсталляции должен быть перфоманс. И он состоялся.

«Парад членов» довелось увидеть доценту кафедры графического дизайна академии Владимиру Харченко. Ему, после девяти месяцев на передовой, инсталляция не понравилась (мягко говоря). Он разбросал бутафорские копии «лингамов победы» по коридору и крайне несдержанно разговаривал со Спартаком. Свою манеру осуждения семестровой работы Хачанова Харченко оправдывает тем, что право погибнуть на фронте, защищая Хачанова в том числе, он имел, а искренне высказаться по поводу «Парада членов» права якобы не имеет. Впрочем, это правда, было несдержанно. Харченко сказал, что он не разрушал инсталляцию, а просто подвинул ее, чтобы ходить не мешала. Но по факту это были те же члены в коридоре, только в хаотичном порядке.

Еще одной стороной-реципиентом искусства стали десять крепких ребят из украинской праворадикальной организации «С14». Они хотели «погулять» и «поговорить» с автором экспозиции. Но Спартак смекнул что к чему и выбрал правильное решение: спрятаться от камуфляжных любителей прекрасного в кабинете электриков, а потом дождаться подкрепления и уйти от такого общения.

Ректор академии принес официальные извинения за непозволительную и непедагогичную реакцию Харченко на работу Хачанова 28 января. Он заступился в частности за Хачанова и за студентов, которые после инцидента с «Парадом членов» устраивали акции протеста против цензуры в академии. Свобода выражения мысли теперь в безопасности. Выдыхаем.

Если бы Спартак Хачанов создал «Парад членов» в другое время и в другом месте, эта работа не вызвала бы такого резонанса. Или вовсе осталась бы незамеченной. Но он сделал по-умному и хайпанул по полной. Еще и правоту свою отстоял. Ведь его родная кафедра первой выступила за отчисление студента из академии после презентации работы, приказ был подготовлен, но после недавнего заявления ректора вряд ли будет подписан.

В прекрасное время мы живем. Нашим бабушкам и дедушкам такое и не снилось. Уж не знаю, где в современном мире (в цивилизованном, то есть не в Северной Корее, не в Мордоре) может эффективно функционировать цензура. Цензуру сметает в два счета цунами из бесчисленного количества информации из самых различных источников, от сплетен до научно подтвержденных фактов и множественно задокументированных событий. Фантастический калейдоскоп получается. Любое явление можно рассматривать отовсюду, наполняя его огромным количеством смыслов.

Это количество смыслов может быть ограниченным, потому что у каждого автора есть внутренний цензор. Это может быть профдеформация самого разного вида. Кто-то привык работать в одном жанре. Кто-то стал заложником своих или чужих убеждений. Кто-то боится открыть некоторую информацию, опасаясь за свою дальнейшую судьбу. Кто-то не может написать что-либо, пока не проверит все основательно. Короче, у всех свои болячки. Но есть еще один повод для самоцензуры. Это уважение и мораль.

Возможно, последний повод для художника или скульптора – это лишнее. Не обремененный моральными принципами, он может вознестись над всей этой жизненной шелухой и увидеть (а значит, и показать) обществу нечто большее… Или, может быть, он обыкновенный инфантил, воспользовавшийся славой скандалиста, и предпочитающий воспринимать войну только в одном, гордо вздымающемся вверх проявлении. Спартак Хачанов мастерски изобразил верхушку айсберга, не заметив его подводного объема. Но это, бесспорно, искусство. Ведь какой перфоманс получился! Мы смогли увидеть войну, которая сейчас идет в нашей стране, будто в шорах. Это прямо вах, как познавательно и необычно. Хотя более лестно наблюдать за теми, кто с упоением наблюдает.

Как бы там ни было, реагировать на искусство тоже надо уметь. Радикально настроенные парни, считающие себя националистами и делающие дурную медийную славу всем украинцам, пришли унижать или запугивать Хачанова. В соотношении десять крепышей к одному хрупкому «существу, которое сначала делает, а потом думает» (именно так Хачанов дефинициирует художника). Это так по-мужски! Они сами даже не представляют, как идеально вписались во всю эту фаллическую парадигму.

Притом важен тот факт, что благодаря армянскому происхождению Хачанов из первых уст знал о тяготах войны. Сам он из Донецкой области. Его дом детства разбомбили. Его родственники до сих пор там живут. Он понимает, что Россия – страна-агрессор. Но… студент увлекся фаллической символикой. И она заиграла в свете последних событий новыми гранями.

Весь маркетинг держится на образе эрегированного члена (про девушек и котиков сейчас не будем). Это то, что вызывает подсознательный отклик на инстинктивном уровне. (Пока не бывший) студент признает: эта тема стара как мир, но табуирована только в странах, где традиционные ценности и понятия о приличиях все еще застряли на уровне прошлого столетия. В Европе, мол, «Парадом членов» никого не удивишь. Вполне возможно.

Но вот что европейцев удивило бы точно, так это тот факт, что в академию на презентацию экспозиции Спартах Хачанов пришел с корью, как он заявил в своем интервью «Стране». Когда на него наехали радикалы из «С14», ему пришлось импровизировать, мол, что флаги на фаллотанках могли быть и вполне российские. Если бы они там вообще были. Вот что он смог придумать в том неважнецком температурном состоянии.

Ей-богу, заражать людей болезнью, вызывающей летальные последствия – очень концептуально. Хотя я надеюсь, что Спартак все-таки ошибся с диагнозом, ведь это было бы запредельное зло.

Обожаю принципы. Особенно, когда есть возможность им следовать. Живешь по кодексу, и весь такой из себя молодец. Увы, такая уж наша украинская реальность, мы антивакцинаторы до первой вспышки кори, аполитичны до первых «зеленых человечков», а пацифисты до первых адептов «русского мира», которые отбирают наши дома и убивают наших близких. И очень решительно-патриотичны, пока не окажется, что война с интернета стучится в отнюдь не виртуальную дверь.

Итак, подведем итоги. Все участники действа отлично дополняют друг друга, создавая гениальную композицию:

  • Участник боевых действий, еще не отошедший от ужасов передовой, пережил приступ гнева и нарушил преподавательскую этику.
  • Радикалы из «С14» продолжают играть на руку Кремлю, создавая такой страшный и нелепый образ украинского националиста.
  • Студенты продемонстрировали солидарность и защитили свои права.
  • Ректор академии отреагировал с опозданием, но можно считать, оправдал Хачанова, не из-а качества его работы, но как пострадавшую от неэтичного преподавателя и радикальных парней сторону.
  • И сам Хачанов, который использует в своем творчестве вторичные сюжеты и изображает явления довольно однобоко. Он, кстати, напуганный членами «С14», уехал с женой в Хельсинки по программе защиты художников, писателей, кураторов, критиков и ученых, которые стали жертвами политически мотивированных угроз и преследований по всему миру – Artists at Risk.

В качестве моральной компенсации можно поставить Спартаку «отлично» вместо уже полученной «двойки». Ведь отличный же перфоманс получился. Целый диагноз для общества, спасибо.

Автор: Пылып Дикий

Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов. Мнение редакции может отличаться от авторского.

© Черноморская телерадиокомпания, 2024Все права защищены