Про массовую депортацию крымских татар, условия их жизни в местах изгнания и попытки возвращения в Крым в беседе с телеведущим Александром Янковским в эфире Черноморской ТРК говорит историк, публицист Гульнара Бекирова.
В мае 1944 года началась массовая депортация крымских татар из Крыма в далекий Узбекистан, Казахстан и Таджикистан. Тогда родную землю вынуждены были покинуть около 200 тысяч человек. После депортации крымских татар в Крыму двумя указами от 1945 и 1948 годов были переименованы практически все населенные пункты полуострова, которые имели крымскотатарское происхождение. Сам полуостров стали заселять переселенцами из России и Украины. 30 июня 1945 года автономная республика была преобразована в Крымскую область в составе РСФСР. О какой дате можно вести речь, если говорить о массовом возвращении крымских татар на полуостров?
Корректно говорить о конце 80-х годов. Но между этими почти полувеками было достаточно много событий. Нельзя говорить о том, что крымские татары не пытались вернуться. Этот период крымских татар является для очень многих людей совершенно неизвестным. Есть объективные причины такого незнания. Основная часть крымских татар – около 150 тысяч – была депортирована в Узбекистан. Но несколько тысяч человек попали в российские области на правах спецпереселенцев. У нас не сохранилось ни одной фотографии самого акта депортации из Крыма. Более того, сегодня мы не имеем ни одной фотографии людей, которые жили в этот период (1944 – 1945 годы) в местах депортации в Узбекистане. С большим трудом нам удалось найти некоторые фотографии у людей, которые жили тогда в российских областях в статусе спецпереселенцев. Например, Костромская область. Отчасти это связано со сверхсложной ситуацией, в которой оказались спецпереселенцы в Узбекистане. Как показывают документы, этот регион не был готов к депортации. Возможно, это объясняется тем, что это случилось через несколько дней после очистки Крыма, после того, как полуостров был освобожден – в начале мая 1944 года.
Какие права были у людей на новых местах? Могли ли они свободно перемещаться? Или же они были в роли политических ссыльных, каждый их шаг контролировался?
По сути это были политзаключенные. Поражение в статусе было очевидным. Если человек был одним из руководителей автономии, максимум, на что он мог рассчитывать, – это быть руководителем местного клуба в узбекской деревне, где он проживал. Но при этом он не исключался из Коммунистической партии. Даже спецпереселенец имел право голосовать. Если депортация крымских татар состоялась в мае 1944 года, чеченцев – в феврале 1944 года, то статус спецпереселенцев был сформулирован только в январе 1945 года. На бумаге сохранялось много прав, но по сути даже выход за территорию района своего проживания был строго ограничен. И, конечно, периодически надо было отмечаться в специальной комендатуре. На тот момент были карточки. И эти карточки нам бы сегодня много рассказали, хотя и многое бы скрыли, как скрывают многие документы официальных инстанций. Комендант был царь и бог на местах. Конечно, все это санкционировалось властью. Смертность в 1944-1947 годах была сверхвысокой. Только по официальным оценкам, в первые полтора года смертность составила 10% из числа депортированных. Первые два года – уже порядка 20%.
Какие еще были ограничения?
Все, что было связано с идеологией. Люди, которые являлись в Крыму выдающимися деятелями, работали в местах вынужденного переселения столярами, плотниками и так далее. Более того, в 1948 году было сформулировано, что изгнание является пожизненным фактом, произведено навечно. Это связано с тем, что многие спецпереселенцы пытались вернуться домой в период 1944 – 1948 годов. Были бегства из мест специального переселения. Бегство за территорию района в первый раз каралось двадцатью днями ареста, а потом уже ссылкой. Это было достаточно суровым наказанием. В результате, многие оказались в Якутии, Сибири.
В 1953 году у многих народов Советского Союза была надежда на то, что со смертью Сталина в стране что-то изменится. Но ничего радикально не изменилось. Первым Секретарем ЦК КПСС становится Никита Хрущев, который говорит о нецелесообразности далее сохранять некоторые ограничения, установленные для спецпереселенцев, поскольку в большинстве своем они не совершили никакого преступления перед государством. 24 ноября 1956 года было принято решение о восстановлении национальных автономий калмыцкого, карачаевского, болгарского, чеченского и ингушского народов. И в 1957 году этим народам разрешают вернуться обратно. Почему крымским татарам не разрешили вернуться обратно на полуостров?
На этой развилке разошлись пути народов, которые смогли вернуться, и тех, которые не смогли вернуться. С одной стороны, власть официально признала, что эти люди лично не совершили никакого преступления против государства. По сути, было совершенно преступление в отношении целых народов. Но власть не исправляет эту ошибку. Она применяет дифференцированный принцип. И получается, что одни народы реабилитированы, а другие остаются все также виновными. В этом и заключается бомба замедленного действия, которую заложили в 1956 году. Тогда не дали вернуться домой крымским татарам, туркам-месхетинцам и немцам, если говорить о целостных народах. Но на самом деле разрешение не получили и другие крымские этносы, которые были депортированы. Почему так произошло? Крым опустошен, разрушен. Сам Никита Хрущев признает, что переселенцы не справляются с хозяйственной ситуацией на полуострове. Я думаю, что в отношении крымских татар было опасение на притязание о восстановлении государственности. Тем более, что это требование всегда проходило в документах нашего национального движения. До 1945 года Крымская АССР входила в состав СССР. После массовой депортации крымских татар она была упразднена, превратилась в рядовую область. В 1954 году стала областью в составе Украинской ССР.
В одном из материалов Вы пишете о том, что тогда возвращению крымских татар противилось уже руководство Крымской области в составе Украины. Кто был против этого? На основании чего?
Руководители Крымской области имели свое мнение. Оно передавалось вверх – руководству Украины. Если бы центр сказал о том, что надо вернуть крымских татар, вряд ли бы кто-то стал слушать областных руководителей. Боялись социальных конфликтов. Элементарно, дома были заняты. По этой логике мы прослеживаем подобное поведение не только в отношении крымских татар, но и в отношении всех крымских этносов – греков, армян, болгар.
После 1956 года крымские татары могли выезжать из Узбекистана, Казахстана и других мест?
Могли. Статус их поменялся, был такой же, как и у всех советских людей. Кроме только того, что крымские татары не могли жить на своей родине и в определенных местах, близких к Крыму.
5 сентября 1967 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о гражданах татарской национальности, проживавших в Крыму. По мнению тогдашнего руководства Советского Союза, этот документ фактически реабилитировал крымских татар. А как на самом деле?
Совершенно верно. Люди очень ждали этот указ. Между 1956 – 1957 годами это все было наполнено борьбой. Этот указ не состоялся бы, если бы не было активной деятельности национального движения. В Узбекистане были массовые акции, с конца 50-х в Москву постоянно ездили активисты. Речь идет об уникальном массовом движении за восстановление своих прав. В 1967 году был год 50-летия СССР. Ситуация была накалена. Этот указ означал реабилитацию без реальной реабилитации. Главный вопрос не был решен. Крымские татары, которые ринулись на полуостров, вынуждены были вернуться обратно, а ведь многие из них уже продали дома.
О чем вообще шла речь в этом указе?
Были сняты огульные обвинения. Даже название документа было весьма симптоматичным. Речь шла не о крымских татарах, а о гражданах татарской национальности, проживавших (в прошедшем времени) в Крыму. Во втором пункте отмечалось, что татары, ранее проживавшие в Крыму, укоренились на территории Узбекской и других союзных республик, пользуются всеми правами советских граждан. На самом деле, началась политика укоренения крымских татар в местах изгнания.
Как реализовывалась эта политика?
В конце 50-х стала выходить газета «Ансамбль крымскотатарской музыки». Уже в 1967 году было организовано несколько культурных мероприятий, связанных с этим событием. Появился факультет татарского языка. С конца 50-х годов из научного, культурного оборотов, из быта, этноним «крымские татары» изгонялся, потому что в нем было упоминание о Крыме. Говорилось просто «татары, проживавшие в Крыму». На уровне литературы это были просто татары.
Как много крымских татар поверило в силу этого указа, решив снова поселиться в Крыму?
Такую попытку совершили несколько десятков тысяч. Но практически поселиться удалось лишь двадцати крымским татарам. Скорее всего, это была просто случайность, так как руководители Крымской области не успели разобраться в документе. Остальные же получили от ворот поворот. Именно тогда начинают образовываться диаспоры, общины крымских татар в местах близлежащих к полуострову. Таким образом, диаспоры образовались на Кубани, общины в Мелитополе, Запорожской и Херсонской областях.
15 сентября 1967 года прокурор Ферганской области возбудил уголовное дело по факту «распространения документов клеветнического содержания». Основанием к возбуждению уголовного дела послужили письма в адрес газет «Ленин байрагъы» (Ленинское знамя) и «Социалистическая законность». В этих письмах поднималась тема о возвращении крымских татар в Крым и восстановлении Крымской АССР. 5 января 1968 года указанные дела были объединены в одно следственное производство, по которому были привлечены к уголовной ответственности Юрий Османов, Энвер Маметов, Сабри Османов и Сейдаметов Меметов. За что их судили?
После реабилитации репрессии только усилились. На самом деле, пик репрессий приходится на этот самый Указ о реабилитации 1967 года. Это только один из процессов. В декабре судили 12 участников массовых митингов в Ташкенте. На этих митингах люди просто говорили о том, что скоро будет издан указ, и они вернутся на родину.
Что было между 1967 и 1968 годами? И до 1985 года?
Дальше политика становится еще более жесткой. Указ 1967 года легализовал изгнание крымских татар, поставил для власти определенную точку. Тот, кто не хотел с этим смириться, вынужден был либо идти в лагерь, либо покинуть страну. Происходило жесткое закручивание гаек. Апогеем этой политики в 1978 году стало самосожжение Мусы Мамута. Кроме того, необходимо сказать об Омском процессе Мустафы Джемилева.
© Черноморская телерадиокомпания, 2024Все права защищены