В Украине в ограниченный прокат вышел «Донбасс» Сергея Лозницы – фильм, который еще до выхода на экраны начал обрастать скандалами.
Так, российские сторонники террористических группировок «ДНР»/«ЛНР» и агрессии Кремля в отношении Украины выступали против ленты из-за того, что в ней демонстрируются события преимущественно на временно оккупированных боевиками территориях, а вы прекрасно понимаете что там творится. Недалеко ушли и украинские ура-патриоты, которые имеют зуб на Лозницу еще со времен документальной картины «Майдан». Теперь же их не устроил международный постер картины, где название фильма транслитерировано с русского языка, а не украинского, и звучит как Donbass.
К тому же, не стоит забывать извечный спор «чей Лозница»: одни вспоминают украинское детство и юность режиссера, другие парируют, дескать «жил и работал он в России, фильмы на русском языке, поэтому он наш». Сам Лозница, который, к слову, с 2001 года живет в Германии, ответил на эти споры своим гражданством. А оно у него украинское.
«Донбасс» с первого взгляда может показаться сугубо проукраинским фильмом, ведь на экране поочередно показывают зверства боевиков на блокпостах, безжалостную и подлую работу российской пропаганды, бесчинства новой «власти», обстрелы, избиение украинского добровольца. Но Лозница копает намного глубже и в каждом из эпизодов он показывает обычного человека, который обманут, дезориентирован и деморализован. Ведь с первым снарядом и бомбой на землю Донбасса также упало зерно российской лжи, пропаганды и ненависти, и, к сожалению, почва в виде рядового населения дала прорасти этому смертоносному урожаю, а не отвергла его. Если ли в этом вина Украины в том числе? – Да.
«У меня не было цели ставить диагноз. Я только предложил характеристику этой болезни. Разные аспекты характеристики этой болезни… Если вы спросите мое мнение, то, я думаю, этот конфликт неразрешим до того момента, пока не будут поняты и сформулированы его причины. Это не просто интервенция, это не просто оккупация, там все гораздо сложнее. Мне кажется, что причина этого конфликта глобальнее, чем даже история Украины. Причина этого конфликта – столкновение между архаичным и современным типом мышления. Мы не можем находиться в современном индустриальном обществе и жить с архаичным представлением о том, что единственный способ существования – это тоталитарный режим, в котором человек вообще не имеет никакой цены, человек есть средство, а не цель. Тогда вы можете забыть о любой возможной современной цивилизации, в принципе. И этот конфликт, эта линия фронта, она проходит не только буквально, как линия фронта между воюющими сторонами сейчас на территории Луганской и Донецкой областей. Эта линия фронта проходит через сознание многих людей», – говорит сам Лозница о фильме.
Во время просмотра не покидает ощущение, что происходящее на экране это – выдумка, что этого не может быть в двадцать первом веке в одной из стран Европы, что даже специально на важные роли в картине приглашены, к примеру, Георгий Делиев и Наталья Бузько, которые снискали славу как актеры-комики. Однако погружённость в события вокруг Донбасса с первого дня вооруженного конфликта напоминает, что события на экране – суровая правда. Этого не скрывает и сам Лозница, который искал сюжетные фрагменты для фильма в роликах о Донбассе на YouTube. Поэтому в картине есть немного измененные сцены с избиением Ирины Довгань, обстрелами автобуса с мирными жителями в Волновахе и остановки общественного транспорта в Донецке.
«Донбасс» Лозницы также вселяет чувство беспомощности и безнадеги. Операторская работа сделана таким образом, что в каждой сцене вы – участник, или как минимум свидетель. Но есть одно «но» – изменить вы ничего не можете. На экране «зеленые человечки» в военной форме без опознавательных знаков, которые очень напоминают тех самых «боевых бурятов», говорят иностранному журналисту, что они якобы местные, но не могут ответить на вопрос откуда именно и криво ухмыляются. И когда после подсказки действительно местных боевиков «вспоминают», что они из Горловки, их настроение только улучшается – звучит уже смех. И это смех в лицо зрителю – они там есть, несмотря на рассказы российских властей и пророссийских СМИ о том, что «ихтамнет», они будут экспроприировать чужое имущество, стрелять куда им заблагорассудится, а верные пропагандисты Кремля умело и оперативно в своих слезливых постановочных сюжетах обвинят во всем «карателей из ВСУ».
Лозница, который в «Кроткой» показал себя точным знатоком как тонкостей человеческой души, так и жестокости огромной карательной пенитенциарной системы в России, в «Донбассе», помимо прочего, является зрителю как наблюдатель абсурда, который породили беззаконие и хаос. Иначе невозможно воспринимать сцены в кабинетах новой «власти», а также безумную свадьбу террориста Ивана Яичницы и его брутальной спутницы Анжелы Купердягиной.
Учитывая фильмографию Лозницы, ожидать хоть какого-то намека на хэппи-энд в «Донбассе» не приходилось, однако при просмотре финал картины ставит в тупик. Снова же благодаря операторскому решению вы как будто со своего балкона смотрите на сцену массового убийства и то, как бессовестные сотрудники российских СМИ делают об этом очередной лживый сюжет. Режиссер не намекает даже на скорое завершение конфликта, кажется, надеясь только на время, которое залечит раны и расставит все на свои места.
«Донбасс» Лозницы безусловно нужно и стоит смотреть. В наше время, когда многие внутри Украины уже забыли о том, что на территории страны пятый год идут боевые действия, этот фильм станет холодным душем и заставит хорошо подумать, прежде чем жаловаться, что «Запад забыл о нас». По ходу ленты Лозница неоднократно указывает, что о Донбассе не помнят в первую очередь украинцы, поэтому на части территории их страны свирепствует враг, который распространяет заразы под названием «Новороссия», «ДНР» и «ЛНР». И, похоже, решить эти проблемы Украине придется самой.
Автор: Александр Кошелев
© Черноморская телерадиокомпания, 2024Все права защищены