ДЕНЬ ОККУПАЦИИ:
3
9
1
8
ДЕНЬ ОККУПАЦИИ:
3
9
1
8
В центре внимания
Что посмотреть вместо «Донбасса»?
  09 мая 2019 12:37
|
  926

Что посмотреть вместо «Донбасса»?

Что посмотреть вместо «Донбасса»?

20190509 films

Написав прошлой осенью отзыв о фильме Сергея Лозницы «Донбасс», за следующие полгода я постепенно забыла об этой картине, и не скажу, что скучала по упоминаниям о ней. И тут – внезапно – «UA:Перший» собирается показать фильм, да не когда-нибудь, а прямо 9 мая.

Не хочется делать далеко идущих предположений о том, почему «Донбасс» вытащили на свет Божий именно 9 мая, когда и без того поляризованном украинском обществе обострены противоречия, а народ спорит о том, надо ли ходить по улицам с портретами солдат Второй мировой войны; когда «парад победы» проходит в оккупированном Донецке; когда чудаки с «георгиевскими ленточками» всё рвутся провести свой парад в этот день. Не хочется, и не стану, хотя они напрашиваются сами собой. Но ладно.

Несмотря на то, что самые заинтересованные «Донбасс» уже давно посмотрели, обсудили и забыли, я содрогаюсь от ужаса, что кино покажут широкой аудитории. Почему? Да потому что фильм Лозницы не имеет ничего общего с Донбассом, если не считать названия. Об этом я уже писала довольно подробно, и мнение с тех пор не изменилось. На мой взгляд, опасность состоит в том, что люди, не видевшие своими глазами событий «русской весны», могут сделать выводы о том, что фильм «Донбасс» передаёт точную картину, что Донбасс населяют такие люди, – в общем, что всё так и было. А так – не было.

И, что немаловажно, в фильме нет России как единственного агрессора и оккупанта. Складывается впечатление, что враги – так называемые «ополченцы». А кто они такие? Это ведь российские наёмники, воюющие за российские деньги, заплаченные Россией, но Лозница как-то не позаботился прорисовать соответствующие детали, чтобы картина была, так сказать, объёмнее и правдоподобнее. Зато свадьбу показал хорошо, ай, маладэц. Печально, что украинский общественный телеканал так или иначе способствует распространению hate speech, потому что «Донбасс» говорит со зрителем на языке ненависти. При этом название фильма как бы намекает на то, кого следует ненавидеть. Вот моё личное восприятие как граждански Украины, переселенки, уроженки Донбасса.

Наверное, запрос на хайп непобедим. «Донбасс» – это хайп в чистом виде, и я знаю супружескую пару, которая ссорилась из-за ленты до такой степени, что речь в какой-то момент зашла о разводе. Я жалею, что посмотрела это кино, потому что впечатления от просмотра трейлера и от просмотра самой картины оказались абсолютно одинаковыми. Но, наверное, всегда найдётся человек, которому покажется, что так безапелляционно грубо и однобоко снимать фильмы, касающихся исторических событий, разворачивающихся в настоящем времени, – можно.

Тем не менее, радует, что в Украине создаются и другие фильмы. Есть несколько годных украинских картин, во время съёмок которых режиссёры, по меньшей мере, попытались выдать максимум честности и минимум от себя. Если вы их ещё не видели, то самое время. А если видели, то всегда найдётся тот/та, с кем вы бы могли посмотреть эти фильмы ещё раз. Я точно заменю «Донбасс» одним из них. Или даже все пересмотрю, почему бы и нет? Ведь выходные впереди длинные 🙂

«Укропы Донбасса»

фото1

Документальный фильм, снятый украинским режиссёром Русланом Горовым. Премьера состоялась 11 апреля 2015 года, и в течение следующих нескольких лет «Укропы» ездили по миру, побывав в Польше, Франции, Турции, Испании, Англии, Шотландии, США, Германии, Ирландии, Швеции, Чехии. В России, в Центре Сахарова, «Укропов» показала фотограф Виктория Ивлева, поддерживающая идеалы Майдана (кстати, сейчас Виктория вместе с другими волонтёрами поддерживает пленных украинских моряков). Герои картины – супружеская пара из Луганской области – рассказывают эту историю сами. Режиссёр говорит: «Я просто взял камеру и снимал». История о том, как обычные люди в оккупации помогали украинской армии, за что и попали «на подвал» к оккупантам, откуда спустя три месяца чудом выбрались. Возвращаются Виктория и Александр Кононовы уже в освобождённый украинской армией Северодонецк. По моему мнению, фильм прекрасен именно тем, что в нём всё – настоящее. Герои говорят по-русски, поскольку это их родной язык, а для режиссёра было важным сделать кино честным и реалистичным. Авторского текста в «Укропах Донбасса» нет. Посмотрите, если вам интересна правда о Донбассе, событиях «русской весны» и оккупации от первого лица. Впечатляет.

«Дикое поле»

фото2

Два слова: Сергей Жадан. И ещё два: Алексей Горбунов. Уже поэтому смотреть однозначно стоит. Режиссёр картины Ярослав Лодыгин, премьера состоялась 6 ноября 2018 года. Фильм снят по мотивам романа Жадана «Ворошиловград». Снимали кино в родном городе Сергея Жадана Старобельске в Луганской области, причём следует отметить, что съёмки стартовали уже во время войны, поэтому экстрим группа прочувствовала по полной программе. Рассказывает фильм о парне по имени Герман, который, возвратившись в родной город, должен противостоять бандитам, задумавшим захват семейного бизнеса – старой бензоколонки. В сюжетную линию вплетаются истории любви и дружбы, верности и вероломства. И режиссёр, и автор сценария настаивают на том, чтобы разграничивать роман и фильм как два разных произведения, поскольку посыл фильма таков: «Защищай своё, не то отнимут». Контекст вполне понятен, особенно с учётом российско-украинской войны. Ну и бонусом – необыкновенно прекрасные виды востока Украины, коими щедра кинолента.

(Трейлер без цензуры)

«Киборги»

фото3

Не особо нуждается в представлении, но всё же. Режиссёр – Ахтем Сеитаблаев, премьера – 6 декабря 2017 года. Фильм рассказывает об обороне Донецкого аэропорта украинскими военными, которых вся Украина, глядя на ожесточённые бои в ДАП, уже больше напоминающем мясорубку, стала называть киборгами. Картина вызвала много споров, в том числе о правдоподобности сцен и диалогов, но, тем не менее, нельзя отрицать одно: «Киборги» стали яркой главой в истории российско-украинской войны, главой, показавшей героизм украинского народа. Согласитесь, таким ведь и должен быть героический эпос.

«Отдаленный лай собак»
(The Distant Barking of Dogs)

фото4

Фильм авторства датского режиссера Симона Леренга Вильмонта. Пронзительна картина о жизни десятилетнего мальчика, живущего на линии фронта на Донбассе, и, как мне кажется, незаслуженно обойдённая вниманием украинского информационного пространства. Премьера фильма состоялась 19 ноября 2017 года. Режиссёр сосредоточился не на политических аспектах ситуации, а показал реальную жизнь обычных людей, которые вынужденно столкнулись с вооружённым конфликтом. Фильм советую в первую очередь тем, кто малознаком с ситуацией на востоке Украины, сутью российско-украинской войны и её последствий. Землякам, чьи воспоминания о войне и бегстве из дома всё ещё свежи и довольно болезненны, фильм «Отдаленный лай собак» к просмотру рекомендую осторожно.

Есть ещё много картин, касающихся разных периодов истории Украины, много по-своему прекрасных фильмов, не вызывающих ненависти к согражданам. Их можно смотреть в любой день года, вне зависимости от памятных дат. Собственно, привязка к конкретному дню календаря совершенно не важна, если вам хочется узнать больше о собственной стране и её народе, подумать о прошлом – и о будущем.

Авторка: Марина Курапцева, независимая журналистка, членкиня общественной организации «Альянс за гражданские права»
Фото: Clément M. on Unsplash

Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов. Мнение редакции может отличаться от авторского.

Читайте «Черноморку» в Telegram и Facebook

© Черноморская телерадиокомпания, 2024Все права защищены