Сегодня, 12 мая 2016 года, день исторического события: Верховная Рада Украины Постановлением № 4087 переименовала семьдесят населенных пунктов и районов в Автономной Республике Крым и Севастополе, подпадавших под действие закона о декоммунизации. Зачем это было сделано, как будет реализовываться решение и почему такие переименования – только первый шаг – в вопросах и ответах.
1. Зачем вообще переименовывать населенные пункты в Крыму?
Правильный вопрос не «зачем?», а «почему?». Потому что Законы Украины действуют на всей без изъятия территории Украины, в том числе и Закон № 317-VIII «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов и запрете пропаганды их символики». Поскольку Крым – неотъемлемая часть Украины (пусть временно и не под полным ее суверенитетом), то и декоммунизация не может обойти его стороной.
2. И все-таки, «зачем»? Какую цель преследует этот процесс?
Ту же, что и по всей Украине – очищение символического пространства нашей страны от памятников коммунистического тоталитарного режима, к числу каковых принадлежат и топонимы.
3. Разве старые названия – не часть нашей истории?
Адольфгитлерштрассе – тоже часть истории Германии, но не публичного пространства. Место истории – в музеях и учебниках, а не на улицах. Поскольку в Украине равно осуждены нацистский и коммунистический режим, отношение к их символам будет одинаковым. Вы много видели на площадях германских орлов со свастиками?
4. Почему так мало/так много переименованных населенных пунктов?
Их количество строго регламентировано требованиями закона о декоммунизации. Не могут быть увековечены в названиях имена чекистов, руководителей коммунистической партии и советского правительства, а также события, связанные с установлением советской власти, деятельностью компартии и преследованием борцов за независимость Украины. И хотя многочисленные и безликие Ароматные и Раздольные тоже были навязаны советской властью, закон их не касается.
5. Почему большинство новых названий – крымскотатарские?
Потому что в общем случае действует правило: приоритет отдается историческим названиям, существовавшим на момент массовых советских переименований в 1944 – 1948 гг. Вас же не удивляет, что большинство исторических топонимов Крыма – крымскотатарские? И только если историческое название отсутствовало или также являлось запрещенным законом, разрабатывалось действительно новое название.
6. Почему никто не спросил мнения местных жителей?
Потому что учитывать решение общественных слушаний – это право, а не обязанность Верховной Рады. По Конституции, парламент ничем не ограничен в своем праве давать городам и селам новые названия. А поскольку в нынешних условиях провести полноценное обсуждение на полуострове не представлялось возможным, Рада опиралась на рекомендации Украинского института национальной памяти (УИНП).
7. Вы ничем не лучше коммунистов – все кулуарно решили. Почему ни с кем не посоветовались?
Рекомендации были разработаны специальной комиссией из историков, филологов и юристов УИНП и Национальной Академии Наук Украины, согласованы с Меджлисом крымскотатарского народа и опубликованы еще несколько месяцев назад. За это время никто из крымских переселенцев или экспертов не высказался против них.
8. А если местным громадам не понравится новое название? Недемократично решать за них.
Демократия – это не решения простого большинства. Это такая процедура, при которой защищены права тех, кто физически находится в меньшинстве. В 1944 году 200 тысяч крымских татар были насильно сосланы на спецпоселения и в ГУЛАГ, а в их дома переехали жители центральной России. Разумеется, сегодня они и их потомки составляют большинство, но этот факт сам по себе не абсолютизирует их мнение.
9. Почему даже давая новые названия, вы ориентировались на крымских татар?
Потому что крымские татары, крымские караимы и крымчаки – коренное население полуострова, их статус утвержден в Украине законодательно и охраняется международным правом. Восстановление исторической топонимики – одно из тех немногих решений, которыми Украина может частично компенсировать последствия депортации 1944 года. В этом направлении декоммунизация – только первый этап, остальные переименования ждут своего законодательного обеспечения.
10. Неужели вы верите, что это Постановление будет действовать на подконтрольной России территории?
Пока речь идет о приведении в надлежащее состояние собственно украинской документации «в центре». А новые дорожные указатели и печати сельсоветов в свободном Крыму изготовят моментально.
11. Откуда вы возьмете деньги на переименования?
Замена документов – бесплатна. Это касается и центральных учреждений, и жителей Крыма после возвращения под полный украинский суверенитет. Доказано практикой.
12. И самое главное – это не имеет никаких практических последствий и потому просто смешно.
Это неправда. Во-первых, даже символический акт – это акт. Изменение крымских топонимов в очередной раз напомнит миру, России, да и самому полуострову, что Крым – это Украина, и здесь действуют ее законы. Во-вторых, будет апробирован механизм восстановления исторической справедливости и прав депортированных граждан Украины – крымских татар. В-третьих, международные наименования крымских населенных пунктов будут переводиться с украинского, а это значит, что на всех переговорах Россия будет вынуждена прибегать к двойным названиям: «своему» и украинскому/мировому, что лишний раз заставит ее вспомнить, чей же на самом деле Крым. ООНовская карта, где Крым – это Украина, а вместо Советского – Долоссы, разве это не прекрасно?
Источник: Крым.Реалии
© Черноморская телерадиокомпания, 2024Все права защищены