Фильмов о войне на Донбассе за пять лет вооруженного конфликта снято немало. О самых известных из них – «Донбассе» Сергея Лозницы, «Киборгах» Ахтема Сеитаблаева и других мы уже не раз писали. Сегодня «Черноморка» познакомит вас с тремя картинами про войну на оккупированном Донбассе, которые не знакомы массовому зрителю, но от этого они не теряют своей практической ценности и зрелищности. Эти ленты вряд ли выйдут в широкий прокат, и это объяснимо: уродливая изнанка войны и ее страшных последствий никогда не станет привлекательной для массового кинематографа.
(режиссер Денис Шабаев, Россия, 2018)
Лента «Мира» российского режиссера Дениса Шабаева вышла в прошлом году и повествует о судьбе словацкого работяги Мирослава Рогача, бывшего профессионального военного. Друзья зовут его просто – Мира. Однажды Мира застал свою жену с любовником – и убил их двоих. За свое злодеяние ревнивец получает 12 лет тюремного срока, но отбывает лишь половину. Затем мужчина эмигрирует в Великобританию, где зарабатывает на жизнь упаковкой овощей в одном из супермаркетов.
Мира, которому уже под 50, знакомится с девушкой Наташей. Она живет на оккупированной боевиками «ЛНР» территории Донбасса. Ежевечерние лиричные беседы по скайпу подталкивают Миру к мысли: он влюблен в эту девушку, которая живет среди ежедневных обстрелов и взрывов. Наташа просит у Миры 200 долларов: ей не на что жить. Мира решается покинуть капиталистический мир и приехать в обожженный войной Донбасс. Здесь он не впервые: Мира уже участвовал в войне на Донбассе в 2014 году. Он штурмовал Иловайск на стороне российских военных. Но с войной не срослось: ушел в мирную жизнь, встретив украинца, «такого же как я простого парня, я не захотел его убивать».
Мира едет по раздолбанной дороге в Красный Луч Луганской области (после декоммунизации, непризнаваемой пророссийскими боевиками, город обрел имя Хрустальный). Взгляду Мирослава открывается типичный поствоенный донбасский пейзаж: седые терриконы, слепые глазницы разрушенных зданий и тотальная безнадёга, пронизывающая до самых потаенных уголков души. Здесь он поселяется в колоритной провинциальной гостинице с колоритным названием «Цемент».
Его возлюбленная работает хореографом в ДК. Мира застает ее за новым сеансом выклянчивания денег у очередного интернет-ухажера. Позднее она сама ему признается, что просила денег не только у него. Мира не обижается. Но отношения уже не клеятся.
Героя фильма удивляет и очаровывает большое количество советских памятников и скульптур в регионе. Почти все они находятся в полузапущенном и разрушенном состоянии. Словак находит себя в реставрации символов тоталитарной эпохи.
Сначала он с единомышленниками реставрирует скульптуру дедушки Ленина, который с девочкой читает книгу. У Ильича пробоина в груди: то ли война ранила советского вождя, то ли время. Тоталитарного персонажа чешский энтузиаст, придерживающийся «левацкой» идеологии, и его сотоварищи успешно «подлечили», и принялись на одной из местных шахт реставрировать большой мемориал шахтерам. Заодно и перекрашивать доставшиеся «в наследство» от украинской власти желто-голубые лавочки в цвет «георгиевской ленты».
Пока работа кипела, Мира все больше врастает в военные реалии оккупированного Донбасса, искренне веря в то, что делает доброе и великое дело.
Однажды Мира разочаровывается в «русском мире», царящем на Донбассе, и «декоммунизирует» одного из Ильичей, сбрасывая бюст Ленина с высокой стелы. Ленин эпично разбивается, грустно взирая останками расколовшегося лица в зимнее хмурое небо, а Мира попадает в полицию.
«Похоронить его уже надо, а не показывать людям. Похоронить, а вместе с ним похоронить и всю эту беду, которую он принес», – говорит Мира в участке полиции.
Позднее Мира опять возвращается в Англию, где поступает на работу грузчиком.
Лента реально снималась на оккупированной территории Луганщины: в Красном Луче, Луганске и Лутугино, поэтому в кадре жители Донбасса могут встретить ряд родных сердцу пейзажей и топонимов.
Режиссер Денис Шабаев снимал эту ленту на оккупированных территориях Украины два года. Большой проблемой стал допуск на подконтрольные боевикам территории: террористы из группировки «ЛНР» к людям с камерой относятся настороженно, поэтому долго согласовывали возможность съемок фильма с местными «органами госбезопасности» и российскими кураторами.
«Я почти два месяца получал разрешение на съемки для себя и потом для группы – не знаю, какую проверку проводили так долго их спецслужбы, подозреваю, что это все происходит через российские органы. Без аккредитации ты там совершенно бесправен, тебя может задержать любой человек в форме и неизвестно, чем это закончится», – поведал Шабаев в одном из интервью
Из-за этого фильма либеральных взглядов режиссер даже поссорился со своим «ватным» отцом.
«Я – человек либеральных убеждений, мой отец – диаметрально противоположных, начиная с 2014 года мы находимся в перманентном конфликте. Кроме того, с Киевом очень тесно связана судьба моей семьи, так что в чем-то это личная история. Я старался не принимать позицию той или иной стороны, а почувствовать, что разлито в воздухе Донбасса, понять, почему началась война и откуда проявляется такая жестокость между людьми, которые совсем недавно жили в одном селе, в одном доме», – добавил режиссер Шабаев.
По словам Шабаева, «Мира» – это фильм документальный, где каждый играет сам себя, но снята лента языком игрового кино. Но все герои и истории настоящие.
«Мира» вызвала неоднозначную реакцию на кинофестивалях, однако обвинить режиссера в нарушении политического нейтралитета вряд ли кому удастся: нестыковок с реальностью оккупированного Донбасса в фильме практически нет.
Примечательно, что основным саундтреком фильма стала украинская народная песня «Горіла сосна» в исполнении «британских украинцев», панк-группы The Ukrainians.
(режиссер Олег Мавроматти; Болгария, Беларусь, Израиль, США, 2017)
Само имя российского режиссера Олега Мавроматти для знатоков арт-хауса знаково: соавтор культового треш-фильма 90-х «Зеленый слоник» создает фильмы не для широкого круга. Мавроматти из-за его творений объявляли в международный розыск, поэтому он вынужден творить дистанционно, находясь в эмиграции в Болгарии и США.
Так и в этот раз: Мавроматти погрузил зрителя в реалии военного Луганска, показав зрителю безумное содержимое милитаристского нарыва, от которого страдает оккупированный город.
Этот инфантильно-инфернальный фильм срывает завесу с кривого зеркала злой реальности, транслирующего искаженный военными буднями поток сознания луганчанина, остро чувствующего происходящее вокруг.
Главный герой фильма Гена Горин из Луганска. С первых кадров понятно, что основной персонаж ленты немного не в себе, но вполне безобиден. Гена в формате видеоблогов общается со своим зрителем. По «сепар-тв» показывают горящий луганский цирк, пострадавший от обстрелов. Гена любит животных, смотрит «ящик» и паяет какую-то плату.
Он показывает простые моменты, которыми наполнена его жизнь: включает на допотопном магнитофоне кассету со сказкой «Маленький принц», которую ему подарила бабушка, и по-детски радуется этому, варит компот из огрызков яблок и транслирует нелепые и обыденные фрагменты своей обывательской сущности.
Постепенно накал страстей нарастает: Гена демонстрирует недюжинные телепатические способности. В комнате хрущевки он пытается взглядом поджечь газету, но с первого раза это у Горина не получается. Но зато удаётся со второго раза. Пирокинез еще пригодится луганчанину для желанной мести. А мстить Гене есть кому.
В 2014-м году Геннадия Горина из Луганска «похитили инопланетяне». Гена рассказывает про свое похищение, детально описывая обидчиков-«лунатиков», которых, между прочим, зовут Жеглов и Шарапов.
Шапочка из фольги и обычная батарейка помогает Гене услышать звуки НЛО и видеть потусторонние силы.
Показывая свои рисунки, Горин эмоционально делится историей своего контакта с «инопланетянами», и «лунатиками», которые «сверлят глаз фотографу» и «загоняют иголки под ногти», а также «втыкивают в меня ножики на проводе».
Описывая обиды и пережитые от рук «лунатиков» экзекуции, Горин, не выдержав тяжелых воспоминаний, впадает в форменную истерику и угрожает покончить с собой.
Постепенно горинские зеленые «лунатики», обретают более человеческие черты и камуфляжную расцветку: становится понятно, что речь идет об «ополченцах», оккупировавших Луганск.
Гена выходит на прогулку по Луганску, но не в очень удачное время. Реальные трупы людей, погибшие от обстрелов, лужи алой крови, снующие пророссийские наемники и мирно прогуливающийся среди них Горин, который не отдавая себе отчета, аппетитно кушает мороженое и отвечает на вопросы подписчиков своего блога, вовсе не замечая творящегося вокруг смертельного безумия.
«Они были в магазине и покупали водку. Они ответят за все издевательства», – говорит Гена. Горин достигает своей цели: он выследил обидчиков Жеглова и Шарапова, и с помощью «взгляда и силы мысли» устраивает им «огненное шоу», предварительно заблокировав дверь в квартиру прибывших из России «лунатиков».
Мавроматти создал сумасшедший, но поражающий достоверностью фильм о военном безумии и жестком влиянии вынужденно насаждаемого милитаризма на хрупкую психику.
Примечательно, что кроме кадров настоящих жертв обстрела или пожара в цирке режиссер взял за основу видеоблоги реального Гены Горина, которые можно найти на YouTube, но «переселил» российского Горина из Орла в Луганск. Виктор Лебедев с точностью до интонаций сыграл безумца, который точно также констриуровал шапочки из фольги, но только в российской глубинке.
Свой жанр Мавроматти описывает, как «постсинема»: гремучий сплав видеоблогинга и игрового кино, тщательно закамуфлированного под документальное, а по сути, таким и являющееся.
Тема «русского мира» для Мавроматти близка – в прошлый раз режиссер показал его тлетворную сущность в еще одной сумасбродной ленте «Дуракам здесь не место»: там героем фильма стал также колоритный парень, любящий Путина, церковь, маму и питающий слабость к людям мужского пола.
«Поражает, что действие фильма происходит в Луганске, кругом творится просто какой-то Судный день – и мы погружаемся в этот ад. Потом мы выныриваем из него. Почему мы выныриваем – и как этот ад можно было снять, если Мавроматти не был в Луганске? Все это вызывает вопросы, а может быть, и дает подсказки, которые помогут разобраться в этой фантасмагории», – рассказал Виталий Манский, режиссер-документалист, президент «Артдокфеста»
Некотрые зрители восприняли фильм, как попытку «расчеловечивания» рядовых жителей Донбасса, которых режиссер представил в образе «идиота» Горина. Однако здесь, как и в «Донбассе» Лозницы, каждый волен сам ассоциировать либо диссоциировать себя с кем-либо. Впрочем, творческую задумку режиссера Мавроматти уже высоко оценили на международных фестивалях кино.
«Обезьяну, страуса и могилу» не стоит смотреть персонам до 18 лет, беременным и людям с неустойчивой психикой, так как в нем присутствуют кадры, которые могут реально шокировать. Впрочем, все что касается «русского мира» на Донбассе, неминуемо шокирует и вводит в ступор, ибо путинские пришельцы –«лунатики», находясь на чужой земле, абсолютно не отдают себе отчет в творимых злодеяниях, также относясь к жителям многострадального Донбасса, как к инопланетянам, а отнюдь не как к «братскому народу».
«ПРО МАРКА ЛЬВОВИЧА ТЮЛЬПАНОВА, КОТОРЫЙ РАЗГОВАРИВАЛ С ЦВЕТАМИ»
(режиссер Дана Кавелина, Украина, 2018)
Третья лента в обзоре – это украинский мультфильм, творение рук режиссера Даны Кавелиной.
Трогательный и грустный, мультфильм повествует о судьбе жителя Луганска Марка Львовича Тюльпанова, в чью простую и размеренную жизнь неожиданно ворвалась война, разделив семью и полностью изменив ход событий.
Мультфильм получил специальный приз жюри Одесского международного фестиваля, был показан на международном анимационном фестивале «КРОК», и на немецком фестивале восточноевропейского кино в Коттбусе.
Тюльпанов очень любит цветы, воспитывает двоих сыновей и дочку, а также внучку Майю. Его супруга Анна Петровна уже ушла из жизни, но Тюльпанов посадил на ее могиле анютины глазки, чтобы покойная супруга глазами цветов видела мир. Абсолютно аполитичный, наш герой до последнего считал, что «национализм – это такой стиль живописи».
Война раскидала его сыновей по разные стороны фронта: один пошел воевать на стороне пророссийских войск, второй – лечить солдат в зоне АТО. Дочка беременеет второй раз и уезжает в Россию, сыны на войне, а с Марком Львовичем остается только верный кот Донбасс и собака Мальва. В один момент Марк Тюльпанов с корнем вырывает анютины глазки («не на что здесь больше смотреть!») уезжает в Ирпень к племяннице, подальше от войны… Впрочем, хватит спойлеров, дальше смотрите сами.
По словам режиссера ленты Даны Кавелиной, мультфильм снимался с нулевым бюджетом и не без трудностей. Первый раз анимационная кукольная лента создавалась в Киеве, но все материалы были похищены. Поэтому Кавелина воссоздала практически заново историю про Марка Тюльпанова в одном из бункеров гостеприимной Армении.
Кавелина создала мультфильм-сказку, грустную и наивную, но очень добрую и поучительную. Используя минимум подручных средств, и не имея практического опыта в анимации, режиссер сумел сотворить под саундтрек Шопена воистину удивительную вещь. Которую в отличие от предыдущей ленты обзора, детям смотреть можно, и даже нужно. Все эти безногие куклы из фольги и мятых газет, и прочий наив-хендмейд показывают героев ленты такими, как они есть: неидеальными, но настоящими.
Некоторые пытались обвинить Кавелину в оправдании сепаратизма и вообще назвали ее ленту «пророссийской», однако сама режиссер все обвинения отметает, поясняя, что пыталась максимально дистанцироваться от позиций сторон конфликта и снять анимацию про события, основой которых стали истории жизни ее семьи и знакомых.
Автобус «Луганск-Чужой город», следующий подальше от бомб, падающих на город и разрывающихся отнюдь не цветами… Потеря близких людьми, проживающих по обе стороны фронта… И неутомимые попытки сохранить человеческое лицо, чтобы не превратиться в зверей и до последнего сопротивляться попыткам насильственной демонизации врага в надежде просто оставаться человеком. Лента Кавелиной учит именно этому – человечности. За что и была не понята некоторыми зрителями, иные же под историю про Марка Львовича Тюльпанова пустили скупые слезы. Кому-то эта история показалась близкой, а кто-то просто искренне сопереживал всем этим кукольно-бутафорским героям, олицетворяющим реальную трагедию, коснувшись нас всех, имя которой – война.
Фото: Erik Witsoe on Unsplash
© Черноморская телерадиокомпания, 2024Все права защищены