Мирные процессы в сегодняшнем украинском обществе, вот уже шестой год живущем во время российско-украинской войны, обсуждать и просто, и сложно. Просто, потому что все хотят прекращения войны. Сложно, потому что понятие «построение мира» почти безнадёжно дискредитировано «реваншистами» и «голубями мира», летающими в Москву на «мирные переговоры». И это с учётом антироссийских санкций, не говоря уже о последствиях нападения России на Украину для военных и гражданского населения. Почти дискредитировано. Почти.
Сразу оговорюсь, что я не являюсь эксперткой и специалисткой в военной сфере. Поэтому, говоря о мире, примирении, толерантности и принятии, всегда имею в виду гражданское население Украины.
Что такое мир? Это период, когда отсутствуют вооружённые конфликты. Но даже в период мира могут сохраняться негативные процессы в обществе: нарушения Конституции, нарушения прав человека, а, следовательно, – ощущение отсутствия безопасности. Что уж говорить о периоде вооружённого конфликта, когда негативные последствия войны чувствуют все украинцы, вне зависимости от того, проживаете ли вы на подконтрольной территории, или в оккупации.
К сожалению, с 2014 года украинские медиа провели чёткую границу между гражданами, проживающими по разные стороны линии разграничения. А если задуматься о том, что эту линию провела война? Демаркационная линия появилась в связи с тем, что Россия напала на нашу страну, и вот уже пять с лишним лет держит в заложниках граждан Украины – в Крыму, а также на части территории Донецкой и Луганской областей.
Важно не забывать о том, что о различиях, якобы существующих между украинцами, впервые заговорили пропагандисты Кремля. Нам стоит верить тому, что «Донбасс поддержал Россию», если этот тезис в украинское информационное пространство запустила Москва? Нет. Тогда почему же некоторые украинские СМИ в 2014 году выпускали новости с заголовками: «Террористы в Донецке провели митинг за отсоединение Донбасса»? Наверное, потому что никто из нас не был готов к вооружённому конфликту. И многие журналисты, создававшие подобные новости, в 2014 году лишились крыши над головой, сбережений, получили глубокие психологические травмы. Это вполне объяснимо, и даже, увы, ожидаемо. В первый год конфликта.
Но российско-украинской войне пять лет. Она продолжается. Сколько продлится конфликт, прогнозировать сложно. И чем громче крики: «Война до победного!» (которые, увы, чаще всего звучат из уст тех, кто войны в глаза не видел), тем дальше мир.
Считаю нужным рассказать, какой смысл сейчас вкладываю в понятие «мир»: я имею в виду тот мир, который сначала должен установиться между нами, украинцами, внутри украинского общества, ради развитой, европейской Украины. Потому что сейчас, определённо, мира нет.
И знаете, невозможно предсказать, что спровоцирует конфликт.
Например:
• Недавно, проводя тренинг, я употребила слово «толерантность». Одна из участниц отреагировала молниеносно: «Толерантность по отношению к кому/чему?». Тренинг был связан с построением мирных процессов в Украине. Слово «толерантность» для человека стало триггером. Пришлось уделить дополнительных двадцать минут на рефлексию, чтобы вернуть группе прежнюю динамику.
• Казалось бы, прекрасное слово «мир» на фоне парламентских выборов приобрело уродливые черты «братания с оккупантом», – «благодаря» тому, что бывшие «регионалы» активно эксплуатируют это слово, воздействуя на избирателя, особенно на прифронтовых территориях, где фраза: «Мы устали от войны» связана с ежедневной опасностью, кровью и гибелью военных и гражданских.
• Во время одного из журналистских мероприятий возникла дискуссия, в рамках которой некоторые спикеры уверенно высказались в пользу «войны до победного», используя при этом язык ненависти по отношению к жителям оккупированных Россией территорий Украины. Среди авторов высказываний четверо пострадали вследствие войны: потеряли близких, получили ранения, переживают посттравматическое стрессовое расстройство.
На травмах и сомнениях украинцев, на горе и растерянности, на боли и обидах паразитирует Кремль. Стоит ли «подпевать» тем, кто привёл войну в Украину? Ведь войну привели не донецкие бабушки, украинские военные воюют не с шахтёрами и трактористами, а на неподконтрольных украинскому правительству территориях заправляют не условные оккупационные «администрации», состоящие якобы из «местных жителей», а российские оккупанты, пришедшие в наш дом. В ваш дом. В мой дом.
Во время многих дискуссий слышала убеждённые заявления о том, что мир наступит сразу после того, как смолкнут пушки. Но действительно ли это так? Мир – это просто отсутствие войны? Или мир – это взаимопонимание между украинцами, толерантность, умение слушать и слышать, готовность сохранить плюрализм мнений, и при этом остаться не шагающей одним строем нацией выхолощенных диванных патриотов без пространства для развития, а народом – с достоинством, самоуважением и гордостью за свою страну?
Воевать «до победного» – для меня читается как «воевать, пока все не погибнут». Воевать, и ждать, что из горы пепла родится великая нация. Я не верю в такую перспективу. Не верю, потому что считаю важным созидать, а не разрушать. Сохранять связи, а не обрывать. Помнить, что ещё пять лет назад украинцы не делились на «правильных» и «неправильных», принимали и воспринимали различия в точках зрения, и проводили границы между своей и чужой правдой, понимая, что одна из самых основных черт и гарантий свободного общества – свобода слова.
Вот это для меня и есть мир: не позволять собой манипулировать, сохранять личные границы и уважать чужие. Не моя задача говорить с Россией или какой-то другой страной. Моя задача как гражданки, журналистки и общественницы – сделать шаг навстречу таким же украинским гражданам, как и я. Вне зависимости от того, из Киева вы, или из Луганска.
Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов. Мнение редакции может отличаться от авторского.
© Черноморская телерадиокомпания, 2024Все права защищены