ДЕНЬ ОККУПАЦИИ:
3
9
1
8
ДЕНЬ ОККУПАЦИИ:
3
9
1
8
Блоги
То, что объединяет Украину: рецензия на книгу Руслана Горового «О людях»
  23 декабря 2019 08:07
|
  1573

То, что объединяет Украину: рецензия на книгу Руслана Горового «О людях»

То, что объединяет Украину: рецензия на книгу Руслана Горового «О людях»

Рецензия – отклик на художественное произведение. Но книгу «О людях» стоит рассматривать не только и не столько как сборник рассказов. Для меня она – зеркало, где видишь не то, что хочешь, а то, что есть: реальных людей настоящей Украины, а не искусственной «страны счастья и справедливости», где якобы уже победило Добро. Сложное переплетение судеб, характеров, боли и радости. 

Пять лет назад первым рассказом Руслана, который я прочитала, было «Дома». Парень-военный сидит возле обломков своего дома, звонит матери и говорит, что все хорошо. Затем этот рассказ Руслан читал на презентации «Сказок на ночь». Еще тогда, даже не говорив лично с автором, я почувствовала, что в его книгах нет ни капли лжи, и, хотя рассказы Горового, как он сам говорит, «не документалистика», все они абсолютно правдивы. В этих историях застыли человеческие боль, счастье, братство, война, мир, которого уже в прежнем виде не вернуть. А еще в них слышен свист осколков снарядов «Града», что разбили и мой дом, разрезав жизнь на «до» и «после». Поэтому для меня книги Руслана Горового – действительно о жизни и о настоящих людях из плоти и крови. И о чем-то очень, очень личном.

Книга «О людях» состоит из шестнадцати рассказов. О ком они?

«Дядя Миша». «После войны». Война. Шестой год страна живет в войне. Даже если кому-то кажется, что никакой войны нет, потому что ее не видно, на самом деле ее – видно. «Я, пожалуй, сейчас только и живу». «А небо то же, что и на войне». Они рядом: и те, кто отслужили, и те, кто за несколько недель (дней?) снова будут слушать взрывы, видеть смерть вблизи. Не роботы, не роботы со сверхчеловеческими способностями, – просто люди. Они привозят с фронта ранения, стрессовые расстройства, сломанные судьбы; а еще – безопасность и мирное небо.

«Старый Луиджи». Что за рубежом знают о российско-украинской войне? Кому-то все равно. Кто-то смотрит новости, как блокбастер. Кто-то не знает, что такое Украина и где она. Но в целом – люди живут и не теряют человечности. И поэтому всегда найдется Луиджи, который отправит бинокли «пацанам, в Украине».

«Я тебя вижу».  Вечная любовь переполняет короткий текст. Любовь к Родине. Любовь, которую активирует (или усиливает?) образ живой, земной женщины; потому что не герои из легенд, а именно обычные люди из плоти и крови вдохновляют людей на борьбу и дают силы, чтобы пережить потери.

«Парикмахерская». Разбитые зеркала и кровь – во время обычного дня в обычной парикмахерской, где прозвучали слишком страшные слова, чтобы их можно было стерпеть. Конфликт ужасного прошлого и неопределенного будущего образует взрыв в настоящем. В настоящем, где у тебя нет ничего, кроме права и возможности защищать самое дорогое.

«Электричка». Селянин, который не знает, зачем возвращается домой, и боится разорвать привычный круг событий, мыслей, нарушить скучный распорядок с кодовым названием «Все так живут». Сердце сжимает страх ступить на пути, по которым несется товарный состав. Щенок бежит навстречу и влечет за собой кусок цепи. Подборка необычных кадров, безнадежность серого пейзажа, тупик.

«Смерть». Обычная семья в многоэтажном «муравейнике», семья, убитая «бытовухой». А, может, нежеланием создавать изменения вместе? Кто знает. Остаются обломки. И ты просто идешь дальше. Потому что не хочешь больше бежать на месте.

«Табак». Ряд воспоминаний, полускрытой завесой табачного дыма. Несколько кадров помогают «склеить» историю. И сделать вывод: что бы ты ни делал, не стой не месте.

«Братья». «Я люблю тебя, брат». Это – главное. Самое главное. Самое ценное. У тебя, у меня нет понимания, зачем ты приходишь в этот мир. Но смысл есть, и он именно в том, чтобы ты – был. «Бро творил добро»: архив памяти гораздо больше фотоархива. И я снова подхожу к окну и широко открываю его: «Привет, брат».

«Мальвы». Хрупкая жизнь маленького человека дала смысл двум долям. Смерть – забирает, жизнь – удлиняет и приумножает. Все происходит, как должно происходить. А мальвы себе цветут на белой стене дома, где живет любовь. «Пахнет любисток и мята, мальвы цветут у окна». Песня катилась селом…

«Первомай».  Судьба смотрит с мертвого лица юноши. Жизнь, скатившаяся на обочину, и неважно ему, покатится ли еще дальше и ниже. Было безразлично. Первомай – циничный оттенок скорби. И «мама Лида», которая смотрит на старый ключ в руке. Смотрит и плачет. Судьбы, подобные этой, ежедневно касаются наших судеб. В переходе на Майдане. В маршрутке «Енакиево-Горловка». В управлении труда и социальной защиты. В наших парадных. Мы отворачиваемся, так противно и больно. Но судьбы такие – были, есть, будут.

«Иван». Человек живет в собственной реальности. Счастливой или несчастной – не так важно. В конце концов, иногда для некоторых важными остаются именно те вещи, на которые другие не обращают внимания. Или это уже параллельная реальность играет с нами?

«Кино». Жизнь – реализация чьего-то сценария? Тогда, если вас выдернули почти из-под колес грузовика, летящего на бешеной скорости, это – поворот сюжета. Возможно, кульминация. Но это ничего не говорит о развязке, о финале. Стоит подумать о том, насколько для вас важно разобраться, кто именно режиссер, а кто – монтажер?

«Павел». Роман. Рустам. Сергей. Шамиль. На самом деле, не важны конкретные имена или прозвища, поскольку их имя – Легион. Они пришли в украинские города из чужой страны, назвались «освободителями», и начали убивать, насиловать, воровать, ломать. Один из них бьет тебя. Убивает твоих знакомых. Забирает часть твоей жизни. А потом ты видишь, как он выходит из троллейбуса в мирном городе. Видишь, и не можешь смириться.

«Танькино чудо». Чудеса случаются. Особенно тогда, когда нам кажется, что их вообще не бывает. Планы, стремление освободиться, доказать себе, чего ты на самом деле стоишь. А в конце концов остается пустота. А иногда ее заполняет любовь. Сколько бы ни прошло лет. «Я люблю тебя, мама».

«Вместо постскриптума». Жирная точка, закрывающая гештальты. Мне кажется, не зря именно этот рассказ – последний в сборнике. Закрыла книгу с таким мнением: стоит хорошо анализировать события и внимательно оглядываться вокруг, чтобы не превратиться однажды на «тараканово братство, которое выжило в катаклизме».

Сборник «О людях» – калейдоскоп событий, которые собрал и объединил писатель, режиссер, журналист Руслан Горовой . И вот ты пытаешься осмыслить, дать воспоминаниям живую форму, здесь и сейчас понять автора, по крайней мере, приблизиться к пониманию. Но моменты не застывают в движении, а таки ускользают, и остается шлейф. Думаешь, существует ли связь между этими историями, судьбами? И вдруг приходит ответ: это же так люди видят людей. Ежедневно в метро, ​​когда ловят обрывки разговоров, взгляды, случайные прикосновения. В социальной сети, когда пытаются интуитивно почувствовать оттенок интонации. Во время телефонного разговора, когда не видят глаз, не имеют возможности прикоснуться.

Собственно, все книги Горового рассказывают человеческие истории такими, какие они есть. Без лишних украшений, но и без металлического привкуса подчеркнуто сухой документалистики. Людям – о людях.

Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов. Мнение редакции может отличаться от авторского.

Читайте «Черноморку» в Telegram и Facebook 

© Черноморская телерадиокомпания, 2024Все права защищены