Мир удивительных трансформаций разворачивается вокруг нас прямо в эту минуту. Но мы слишком заняты нашими маленькими ежедневными рутинными историями, чтобы замечать это увлекательнейшее изменение реальности. Впрочем, как и всегда.
Пока мы живем своей обычной жизнью, в эти теплые осенние дни вокруг нас пышным цветом расцветают все признаки авторитаризма.
Авторитарное государство – это не только так, как получилось у Сталина, Путина или какого-нибудь Каддафи. Авторитаризм бывает разный. Но в нем есть весьма узнаваемые черты, которые позволяют ему отличаться на фоне общей массы правлений. Во-первых, власть в авторитарном государстве сосредоточена в руках одного человека. Никаких тебе систем сдержек или противовесов, разных, независимых друг от друга, ветвей власти и прочих ненужных демократических финтифлюшек. Один человек сам все контролирует, он же несет за все ответственность. Мнение народа никому не интересно, хотя им прикрывается каждый шаг.
Никаких драк и дискуссий в парламенте – потому что партия всего одна. Управляется она все тем же человеком, который управляет всем остальным. Никакой оппозиции нет. Критики нет. Дискутировать не с кем и, в общем-то, не о чем. Поэтому на заседаниях парламента все тихо, спокойно, очень быстро и без ненужных объяснений. На выборах все тоже спокойно и без сюрпризов – какие могут быть сюрпризы при одной партии и одном правителе, который сам контролирует все институты проведения голосования за него же.
Ну, и экономика развивается, мягко говоря, очень медленно. Поскольку управляется неэффективно. Ведь коррупция – системна и всеобъемлюща, из-за чего экономике развиваться негде и не из чего. Коррупция останавливает приток инвестиций; искажает государственные расходы, поддерживая те проекты, за которые дадут «откат», а не те, которые нужны для развития здравоохранение и образование. Бизнеса почти нет (потому что нельзя выживать в условиях, где нет ни судебной беспристрастности, ни верховенстве права).
Авторитарные государства заметно выделяются на фоне всех остальных своей вопиющей серостью. Потому что там, где нет никаких перспектив, ничего кроме серости процветать не может.
Это все – именно то, к чему мы уверенно приблизились. С 1 января 2020 года в Украине отменяется депутатский иммунитет от уголовного преследования. Теперь президенту будет легче управлять несогласными с общей позицией правящей партии, которая и без того уверенно держит большинство в парламенте. И достаточно послушна, чтобы поддерживать все «нужные» инициативы, быстро и в нарушении процедуры. Президент также сформировал подконтрольный ему Кабинет министров.
Через полгода могут быть окончательно приняты требующие конституционных изменений законопроекты, в частности, о подчинении президенту Национальной гвардии Украины, о получении контроля президента над всеми антикоррупционными и регуляторными органами, о ликвидации адвокатской монополии, о сокращении числа депутатов украинского парламента с 450 до 300. И концентрация власти в его руках станет еще выше.
В команде президента обещают нам быстрые результативные действия по улучшению жизни в Украине, бодро ломая через колено все атрибуты демократического государства, которые встречаются на пути.
Да, реформы, которые обеспечат нормальное развитие страны, нельзя провести, не выходя за рамки действующих процедур. Границы дозволенного и законного придется нарушать. Главным образом потому, что реформирование государства требует решений, которые большинству не понравятся – они болезненны и вообще ни разу не гарантируют всем сладкие плюшки здесь и сейчас. Но они нужны, чтобы механизмы экономики все же начали нормально работать, и чтобы эта работа принесла свои результаты в виде нормального уровня жизни для всех нас.
Но. Не все из границ законности должны быть нарушены и за каждое нарушение нужно быть готовым брать на себя ответственность. Более того, вместе с окончанием реформ необходима готовность отказаться от вседозволенности и привычки заплывать за берега.
Пока все происходящее говорит о том, что работа на успех собственный – важнее, чем работа на успех государства (то есть на нас с вами). Это настораживает. Как и уже просматривающееся нежелание главы государства слышать критику в свой адрес.
Еще больше настораживает, что все это происходит под всеобщие одобрительные свист и улюлюканье. Рейтинг одобрения украинцами работы президента Владимира Зеленского за август-сентябрь вырос почти на 20% (как следует из опроса, проведенного социологической группой «Рейтинг»). По их подсчетам, всем, что делает президент – удовлетворены 71% опрошенных, недовольны 11%, 18% не смогли сформулировать свое отношение. Это самый высокий рейтинг одобрения президента за пять лет – с августа 2014 года.
Вместе с рейтингом президента рекордный рост показывает и рейтинг парламента: с июля он вырос больше, чем на 30%. В сентябре работу парламента позитивно оценили 39% украинцев. При этом рейтинг неодобрения упал с более чем 80% до 16%. Не смогли оценить работу нардепов 45%.
Деятельность премьер-министра Алексея Гончарука положительно оценили 29%, не одобряют ее 11%, две трети опрошенных не смогли сформулировать свое отношение. Хотя он, толком, еще ничего не сделал. Но это уже детали. Тут главное одобрение.
Такой уровень принятия обществом может означить:
– или народ по инерции радостно примет самые радикальные реформы, которые изменят нашу жизнь к лучшему;
– либо народ осознает, что его лишили свободы и возможности развития, празднуя надцатую годовщину счастливого правления Зеленского.
И тут, конечно, повторить бы, что власть нужно внимательно контролировать, при этом совсем необязательно ее любить. Но, при таком уровне общественного одобрения, смысла такое напоминание не имеет.
Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов. Мнение редакции может отличаться от авторского.
© Черноморская телерадиокомпания, 2024Все права защищены