Россия как бледное подобие некогда могущественной империи существует памятью о своих лучших временах. Конечно, лучшие они были не для всех. Там, где пролегали интересы Российской империи, заканчивались интересы других народов. Или и сами народы «заканчивались», бывало. Каждый раз, в подкрепление своей имперскости, наш северо-восточный сосед пытается прикрыть и оправдать свою агрессию (политическую, экономическую, военную или культурную) красивыми историями – мифами. И вся российская пропаганда работает на утверждение этих мифов, превращая их в новую реальность. К сожалению, Россия достигла в этом немалого успеха.
Одно из стратегических средств, что подготавливает благоприятную почву для «освободителя» – это язык. Даже сегодня и Кремль, и официальный Киев, к великому стыду, вербализуют одну и ту же ложную мысль: что войне на Донбассе предшествовал языковой вопрос. Якобы Донбасс насильственно украинизировали грозные «западенцы». Мне трудно представить, как изучение языка могло представлять такую угрозу для жизни, чтобы захотелось пойти в шахты, откопать там несколько российских танков и пойти войной против Украины…
У меня русский язык появился в третьем классе. С пятого класса в придачу к предмету нам назначили совершенно странную учительницу. Я бесился, но все равно старательно, острым карандашом подчеркивал «подлежащее и сказуемое». Потом школа осталась позади, а русский язык и не думал нигде оставаться. Я никогда не был от этого в восторге, но работал в основном с русскоязычными текстами. «Черноморка» – первое издание, куда теперь могу писать на украинском, и это приятно. Впрочем, я не склонен считать, что изучение других языков как-то влияет на мой украинский. Любой язык – это дополнительный скил, который делает меня ценнее на рынке труда. Мне трудно понять людей, которые думают иначе, мол, буду говорить только на родном языке, учить другие не буду, ибо это уничтожит мой родной язык. Для меня эта причина абсурдная, но многим она кажется правдивой.
Более того, сторонники «русского мира» заботятся не только о «сохранении» русского языка, но и о его распространении. Об этом недавно заявил Владимир Путин на заседании Совета по русскому языку. Процитирую «ТАСС»: «Президент России Владимир Путин обеспокоен войной, объявленной русскому языку “пещерными русофобами” в некоторых странах». А другими войнами не обеспокоен, случаем? За такой политикой (то есть войной, якобы объявленной русскому языку) Путин видит «все то же давление, прямое нарушение прав человека, в том числе – права на родной язык, на культуру и историческую память». Еще бы, историческая «память» и ее модификации – одна из основных задач российской пропаганды. «На нас, на нашей стране лежит огромная ответственность за сохранение, развитие и распространение русского языка, российской литературы», – сказал президент России. Страшная ответственность! Каждый россиянин, путешествуя за границу, должен распространять свой язык некультурным аборигенам. Наверное, чтобы почувствовать свое превосходство.
Не исключаю, что был период, когда в Россию в ее прежних формах приезжали специалисты со всего мира для обучения и профессионального развития. Возможно, русский им нужен был для карьерного роста. Однако, если и так, эти времена уже в прошлом. Сейчас весь цивилизованный мир разговаривает на английском. Ибо такое положение вещей. Кто-то покоряет гребень технического прогресса, а кому-то уютнее плекатися в глубокой древности, искусственно собранной из правды и небылиц по всему земному шару и скріпленій теми самыми «скрєпами» – предохранителями от интеграции в цивилизацию.
На том же заседании Совета по русскому языку Путин призвал не называть русский язык оружием, чтобы с ним не боролись, как с оружием. Это был комментарий на реплику советника Путина Владимира Толстого о том, что русский язык – это мощное оружие. Очень интересно. Товарищ Толстой заигрался в языковую войну, а Путин немножко сбил его нрав: давайте не называть это этим, давайте называть это другим, тогда все будет хорошо. Где-то я такое уже слышал. Много раз. Скажем, давайте не называть российско-украинскую войну войной, Россия и Украина дружат, это просто недоразумение. Давайте не называть российскую военную агрессию российской военной агрессией. Давайте называть это «защитой и освобождением» местного русскоязычного населенння от новой власти, которая уже ушла в прошлое… Или давайте называть это гражданской войной «на Украине». А давайте поиграем в «разведение войск», а потом наши марионетки придут в «серую зону» что-то там «контролировать».
Названиетворцы долбаные. Я уверен, у них есть подходящие названия для всех запретов украинского языка, которые были внедрены за четыре века. Их было около 130. Стал ли русский лучшим? Нет, но право человека на родной язык и все то, о чем вякает Путин, было грубо, массово и многократно нарушено. И никто за это не понес ответственности. Считаю ли я русский язык оружием, хотя бы в каком-то из проявлений? Еще бы.
Президент России поставил две задачи из так называемого сохранения русского языка в мире. Первой он назвал необходимость «обеспечить достойный уровень знаний, общей грамотности граждан России и тем самым глобальную конкурентоспособность, привлекательность русского языка как современного, живого средства общения, что динамично развивается». «Вторая [задача] – реализовать действенную систему поддержки российского языковой среды за рубежом, в информационной, образовательной, гуманитарной сферах».
Путин признает, что после распада СССР интерес к русскому языку стал утихать, но объясняет он это довольно феерично: «Это утихание искусственно подогревается, потому что Россию до сих пор опасаются». Неужели правда глаза колет? Русский язык отодвигают на второй план везде, где не хотят укоренения «русского мира», массовых паломничеств «освободителей-ихтамнетов» и других «можем павтарить». И что значит «до сих пор»? Было глупое, глупым и осталось? Кому-то точно нужен психоаналитик.
Попробуйте представить, как Трамп, к примеру, жалуется, что в мире развернута «искусственная война против английского языка», ибо мир «опасается» США… И зачем это ему? (Хотя не говори «гоп», Трамп еще может удивить…) Все, кто хочет интегрироваться в прогрессивную среду для общения, творчества, обучения и профессионального самосовершенствования, сами добровольно будут учить английский. И не будут жаловаться, что им не дают говорить на их родном языке.
Невежество, которое стремится к распространению за границу, – это действительно оружие. Оружие, которое непременно дестабилизирует ситуацию внутри страны. И когда дисбаланс приведет к умопомрачительным событиям, неподалеку обязательно появятся «зеленые человечки», «народные ополченцы» и очень-очень импортные «местные», которые будут пытаться создать картинку «гражданской войны». В таком случае, запишите меня, пожалуйста, в «пещерные русофобы».
Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов. Мнение редакции может отличаться от авторского.
© Черноморская телерадиокомпания, 2024Все права защищены