Президент Владимир Зеленский во время инаугурационного спича наговорил много разного и красивого. И если отбросить пафос про «каждый из нас президент», «каждый из нас погиб на Донбассе», «каждый из нас переселенец», «каждый из нас заробитчанин», то можно получить видение главы государства относительно прекращения боевых действий на Донбассе и деоккупации Крыма.
«Наше самое первое задание – прекращение огня на Донбассе. Меня часто спрашивали, а на что вы готовы ради прекращения огня? Странный вопрос. А на что вы, украинцы, готовы ради сохранности жизни людей? Могу заверить, ради того, чтобы наши герои больше не гибли, – я готов на ВСЕ!
Я точно не боюсь принимать сложные решения. Я готов терять свою популярность, свои рейтинги, и если будет нужно, то я без колебаний готов потерять свою должность для того,чтобы настал мир. Не теряя наших территорий, никогда!
История несправедлива. Не мы начали эту войну. Но нам ее заканчивать. Мы готовы к диалогу, но первым шагом для начала этого диалога станет возвращение всех украинских пленных.
Наш следующий вызов – возвращение потерянных территорий. Но, честно говоря, мне кажется, что эта формулировка не совсем корректна – невозможно потерять то, что и так наше по праву. И Крым, и Донбасс – это украинская земля, где мы потеряли не только территории, мы потеряли самое главное – людей. И сегодня мы должны, я уверен, что они нас слышат, возвращать их сознание. Мы потеряли их сознание. За эти годы власть не сделала ничего, чтобы они чувствовали себя украинцами. Они не чужие – они наши, они – украинцы. Мы все украинцы, где бы не жили. Украина не в паспорте, Украина – в сердце», – говорил Зеленский 21 мая.
Давайте по порядку. «Первое задание» провалено. От слова «совсем». Да, в районе Станицы Луганской произошло разведение сил и средств Вооруженных Сил Украины и российско-террористических войск.
Но эти же российско-террористические войска через несколько дней подло и цинично атаковали санитарный автомобиль одного из подразделений Объединенных сил, убив старшего матроса Сергея Майбороду и боевого медика, кавалера ордена «За Мужество» сержанта Ирину Шевченко.
Эти же российско-террористические войска атаковали автомобильную колонну с новоназначенным главой Донецкой военно-гражданской администрации Павлом Кириленко во время его скандальной поездки в район Гранитного. Тогда погиб младший сержант ВСУ Антон Фака.
Сюда же добавьте ежедневные обстрелы, о которых сообщает пресс-центр Операции объединенных сил на Донбассе на своей странице в Facebook.
Недавно печальную статистику опубликовал собкор информагентства «Укринформ» в США Георгий Тихий. По состоянию на 11 июля за 53 дня пребывания Зеленского на посту президента российско-террористические войска на Донбассе убили 16 украинских военных, ранили 93 украинских военных, нарушив режим прекращения огня 1115 раз.
Теперь про «первое задание» – возвращение украинских пленных и политзаключенных. Здесь Зеленский выступает больше в образе политика, чем президента, и в контексте предстоящих парламентских выборов хочет получить по-максимуму электоральной поддержки, чтобы Верховная Рада девятого созыва была дружественной к главе государства. Освобождение украинцев из застенок в Крыму, временно оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей, а также России – это хороший козырь, который точно понравится избирателю.
К тому же, в этом вопросе у Зеленского есть серьезный оппонент – Виктор Медведчук, который по вышеупомянутым причинам уже разыгрывает эту карту. Сейчас же президент, похоже, решил идти ва-банк.
Давайте рассмотрим следующую цепочку событий. 10 июля в Киеве внезапно оказался человек, который не стыдится называть себя «витриной оппозиционных СМИ в РФ», – главный редактор российской радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов.
В его Telegram-канале появилась запись «Киев прекрасный город». Как говорится, пунктуация автора сохранена.
Параллельно в его профиле в Instagram появлялись различные фото из украинской столицы, а на вопрос одного из подписчиков о цели визита в Украину, Венедиктов ответил, что приехал «выпить».
Но было ясно, что все серьезнее.
«Что я в Киеве? Привез личное письмо мамы Кирилла Вышинского Ларисы Романовны президенту Украины Владимиру Зеленскому. Адресату передали», – позже написал он.
Лирическое отступление. Помните, кто такой Кирилл Вышинский? Это главный редактор украинского отделения российских пропагандистов из агентства РИА Новости. Он был задержан в Киеве в мае 2018 года.
Во время обысков обнаружен паспорт гражданина РФ, который вручили Вышинскому в 2015 году. Также найдены российские государственные награды, среди которых два ордена и медали.
Правоохранители вручили уведомление ему о подозрении по ст. 111 Уголовного кодекса (государственная измена). Состав преступления – «вред суверенитету, территориальной целостности и неприкосновенности, обороноспособности, государственной, экономической или информационной безопасности Украины».
По данным СБУ, по возвращении в Киев Вышинский с несколькими другими журналистами развернул активную деятельность по информационной поддержке террористических группировок «ЛНР» и «ДНР». Ежемесячно получал для проведения такой своей деятельности 53 тысяч евро, в целом СБУ оценивает ежемесячное финансирование Вышинского со стороны РФ в 100 тысяч евро.
Впоследствии Херсонский городской суд арестовал Вышинского по обвинению в госизмене.
Сразу после появления дела Вышинского начались разговоры о его обмене на Олега Сенцова. Говорил об этом и сам задержанный пропагандист.
«Я был арестован меньше, чем через сутки после того, как находящийся в России Олег Сенцов объявил о своей голодовке. В этот же день, в момент, когда проводился обыск в моей квартире, несколько высокопоставленных госчиновников и политиков Украины – народные депутаты, спикер МВД – сразу заявили о необходимости моего обмена на Сенцова. Еще идет обыск у меня в квартире, еще нет предъявленного мне подозрения, а меня уже меняют. С самого начала было понятно, что ровно для этого все это затевалось», – говорил Вышинский на суде 23 октября 2018 года.
Но в Кремле, оценивая вероятность обмена, говорили о якобы «разных ситуациях».
«Вопрос об обмене никто не инициировал, насколько мне известно. Мне не известно о том, чтобы такие инициативы поступали. Президент (Путин – ред.) насчет Сенцова сказал четко, что он осужден, отбывает наказание за подготовку террористического акта. Это серьезное обвинение. Это не просто обвинение, а вердикт суда. Что касается нашего гражданина (Вышинского – ред.), который сейчас обвиняется в госизмене за свою профессиональную журналистскую деятельность, мы видим, что это совсем другая ситуация. Именно на этом акцентировал внимание президент (Путин – ред.). Не могу вам сказать (кто должен инициировать переговоры об обмене Сенцова и Вышинского – ред.), не располагаю такой информацией, и я не знаю, была ли такая инициатива до сих пор», – заявлял спикер Кремля Дмитрий Песков.
Но слова остались словами – обмен, как вы понимаете, не состоялся.
Вернемся к Венедиктову.
«Видимо ответ на письмо – мне предложили посетить Вышинского в СИЗО… Как украинский гражданин он намерен в украинском суде отстаивать свою невиновность до конца. Он надеется, что процесс начнется по существу 15 июля. Здоров», – написал главред «Эха Москвы».
11 июля состоялся телефонный разговор Зеленского с президентом Российской Федерации Владимиром Путиным.
«11 июля президент Украины Владимир Зеленский провел телефонный разговор с президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. Ключевым вопросом было освобождение пленных военных моряков. Также речь шла о возвращении других украинских граждан, которые удерживаются на территории РФ. Кроме того, стороны обсудили продолжение переговоров в Нормандском формате», – сообщил Офис президента.
Коммюнике Кремля по итогам беседы было практически аналогичным.
«По инициативе украинской стороны состоялся телефонный разговор Владимира Путина с президентом Украины Владимиром Зеленским. Обсуждались вопросы урегулирования на юго-востоке Украины (Донбассе – ред.) и совместной работы по возвращению удерживаемых с обеих сторон лиц. Достигнута договорённость о продолжении этой работы на уровне экспертов. Обсуждалась также возможность продолжения контактов в «нормандском формате», – отрапортовала пресс-служба Путина.
Интересно, что по возвращению в Россию Венедиктов заявил, что обсуждал в Киеве с людьми Зеленского их контакты с Путиным.
«Через два дня состоялся телефонный разговор по инициативе украинской стороны. Мы, безусловно, с представителями офиса президента Зеленского это обсуждали. Они высказывали такую заинтересованность в звонке Зеленского Путину. Я сказал: «Хорошо. Я понимаю. Пусть звонит», – заявил он в эфире «Эха Москвы».
А дальше самое интересное из его интервью.
«Я же не буду вам пересказывать тот разговор, который у меня был в офисе президента Зеленского. Но упоминались моряки, конечно, в первую очередь. Это был разговор. И упоминался Олег Сенцов, и Балух, и Кольченко, упоминались все. В общем разговоре. Совершенно очевидно, я не буду скрывать, что уже оттуда, даже не успев вернуться сюда, я этот разговор передал своим друзьям здесь. Вы все знаете, кто мои друзья. Очень подробно и еще буду это делать на следующей неделе», – заявил он.
15 июля в Киев прибыла уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова.
«Татьяна Москалькова прибыла в Киев, чтобы поддержать Кирилла Вышинского на сегодняшнем судебном заседании. В 12 часов запланирована встреча с нашей украинской коллегой. Будут обсуждаться вопросы защиты прав граждан России в Украине и украинских граждан в России, а также продолжение диалога между уполномоченными по правам человека», – сказал руководитель секретариата российского омбудсмена Илья Чечельницкий.
Сама Москалькова заявила о «попытках давления радикалов» на суд по делу Вышинского.
«Мне стало известно об угрозах провокаций и попытках давления на судебные органы Украины со стороны радикально настроенных граждан. Призываю все конструктивные силы гражданского общества выступить против провокаций в поддержку справедливости и правды в отношении Кирилла», – говорится в ее заявлении.
Днем понедельника Москалькова встретилась с украинским омбудсменом Людмилой Денисовой.
«Мы обсудим вопрос освобождения граждан Украины, которые содержатся на территории РФ и оккупированного Крыма, а также содержащихся граждан РФ в Украине. Также рассмотрим возможность решения гуманитарных вопросов обеспечения отдельных граждан, находящихся в местах несвободы, медицинской или другой помощью. Будем говорить и о дальнейшем нашем сотрудничестве», – написала Денисова на своей странице в Facebook перед встречей.
В свою очередь, Москалькова назвала переговоры с Денисовой «продолжением разговора, который на днях провели президенты Украины и России».
«Мы с вами действуем уже в фарватере того диалога, который начался. Очень важно, чтобы у нас с вами находились механизмы, инструментарии, чтобы помогать людям», – заявила российская чиновница.
Пресс-секретарь главы Генеральной прокуратуры Украины Лариса Сарган допускает, что 15 июля Вышинский будет освобожден.
«Сегодня в 16:15 в помещении Подольского райсуда (ул. Хорива, 21) состоится заседание по делу руководителя пропагандистского на территории Украины информагентства «РИА-новости» Кирилла Вышинского.
Что ожидается?
Что этот человек, официально по решению суда, выйдет на свободу. Благодаря чему?
Благодаря:
а) решению Конституционного суда, который «заботится» о террористах и госизменщиках;
б) привезенному российским журналистом письму мамы и, наверное, маленькой записочки, которую передали в руки президенту. Потому что потом произошел и сам телефонный разговор между Владимиром и Владимиром», – написала она на своей странице в Facebook.
Ранее об этом сценарии предупреждал прокурор АР Крым Гюндуз Мамедов. В статье для «Зеркала недели» он писал, что в конце июня Конституционный суд Украины признал неконституционной норму УПК Украины, которой суд фактически обязывался применять безальтернативную меру пресечения – содержание под стражей, для подозреваемых в совершении государственной измены и других тяжких и особо тяжких преступлений против основ национальной безопасности.
«В четверг один из районных судов г. Киева фактически дал возможность освободить из-под стражи лицо, которое, финансируясь российской стороной, готовило и размещало в сети Интернет материалы антиукраинского направления, содержащие призывы к изменению границ территории Украины. Аналогичные решения потенциально могут быть приняты в ближайшее время еще в трех уголовных производствах», – писал он.
Мамедов прогнозирует, что на судебном заседании по делу Вышинского 15 июля его адвокаты будут ходатайствовать о залоге подозреваемому, а прокуратура АР Крым будет обосновывать риски его бегства за границу в случае выхода из СИЗО.
«Имея прецеденты, мы все понимаем, к чему может привести его выход из-под стражи, кто может заплатить за него залог – даже на космическую сумму – и помочь бежать за границу с целью дальнейшего избежания ответственности», – подчеркнул прокурор АР Крым.
Похоже, освобождение Вышинского – решенное дело. Вопрос в том, кого Украина получит в ответ: моряков, Сенцова, Кольченко, Гриба, Клыха, Карпюка, Балуха?
Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов. Мнение редакции может отличаться от авторского.
© Черноморская телерадиокомпания, 2024Все права защищены