История, которая разворачивается вокруг финансирования крымскотатарского телеканала ATR и которую пытаются сделать скандальной, мне очень нравится. Она дает повод поговорить о том, что медиа, работающие исключительно с темой российской агрессии, в нашей реальности выживают с трудом. Потому что обычно медиа про это молчат.
Если вы пропустили, в чем там скандал, пересказываю.
Крымскотатарский телеканал ATR заявил, что снова не может получить госсфинансирование из-за внутреннего распоряжения Министерства реинтеграции оккупированных территорий. Гендиректор телеканала Ленур Ислямов считает, что бюджетные средства, которые ATR должны были выделить как прямую поддержку, есть, но их можно получить, приняв участие в тендере. Без тендера теперь – никак. По словам гендиректора канала, об изменениях назначения бюджетных средств он узнал на встрече с вице-премьер-министром, министром по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Алексеем Резниковым. Глава Минреинтеграции сообщил, что на разработку тендера им нужно полгода и еще два месяца на конкурс.
Представители вещателя считают, что таким образом власть ищет пути, как сделать так, чтобы телеканал перестал работать.
«Сегодняшние стресс-тесты, которые делает власть – это прямая дискриминация крымских татар. Мы стоим вне конкурсов всех, мы – телеканал коренного народа, поэтому, когда нам говорят: «Вы в очередь станьте и таких, как вы, много», это сразу означает, что нас лишают политического статуса», – говорит Ислямов.
Можно возмутиться.
Но. Есть в этой истории и обратная сторона.
На программу поддержки телерадиокомпаний, которые вещают на оккупированные территории Донбасса и Крыма, в 2021 году предусмотрели всего около 50 миллионов гривен. Это в 2,5 раза меньше ресурсов, чем предлагалось на рассмотрение Верховной Рады по оценке реальных потребностей вещателей.
«Мы предлагаем распределить ресурсы на несколько лотов… На сегодня в министерство поступили обращения о помощи от 14 вещателей, все они нуждаются в поддержке. Сейчас мы вынуждены начинать эту работу в пределах средств, предусмотренных в законе о государственном бюджете на 2021 год», – заявил заместитель министра по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Украины Игорь Яременко.
В Минреинтеграции говорят, что эти 50 миллионов не предназначены конкретным вещателям, поэтому их должны распределить на конкурсной основе.
ATR очень много делает для того, чтобы крымскотатарская культура присутствовала в украинских буднях и дает прекрасную площадку для развития крымскотатарской журналистики. Очень нужно, чтобы он был. Поэтому все инициативы, направленные на поддержание его успешной работы – это важные и правильные инициативы.
При этом важно понимать, что в словах Ислямова есть доля лукавства. Потому что конкурс – это единственное решение, которое поможет сейчас выстоять всем тем, кто говорит про оккупированные территории и работает для людей, вынужденных жить в тылу оккупантов.
Медиа, которые специализируются на теме российской оккупации, для рекламодателей не слишком привлекательны. Если же нет рекламы – СМИ начинает чахнуть. И для выживания ему нужна помощь – или государства, или аудитории. Варианта «прогнуться» под олигархов тут тоже нет – СМИ без аудитории им не интересно.
Да, государство могло бы активнее поддерживать эти медиа. Но государство в целом не слишком много внимания уделяет вопросу информационной политики, посвященной оккупированным территориям. Зря, конечно. Но почему так получается и что с этим делать – тема отдельного большого исследования. А пока нам всем нужно учиться взаимодействовать. Для того, чтобы продолжать делать то, что мы делаем.
Сложно не только каналу ATR. Сложно всем.
Когда Ислямов говорит, что тендер – это плохо, а его медиа заставляют встать в один ряд с другими, это не слишком честно по отношению к коллегам. Потому что когда речь идет о медиа, освещающих тему оккупированного Крыма, то тех, с кем ему нужно конкурировать – не так уж много. Поскольку ведущих крымских ТРК, которые вещали еще до начала оккупации, всего два. Собственно, ATR и «Черноморка».
И обе они важны. Помимо крымских татар, в Крыму также много украинцев. Да, они там – не коренной народ. Но это не означает, что они меньше пострадали от оккупации. Поэтому каждая из этих компаний вещает на свой сегмент аудитории. И работа каждой из этих компаний важна. Потому что каждая из них работает на защиту информационного суверенитета страны на своем участке медиапространства.
Требование проходить тендерные процедуры, чтобы распределить деньги для крымских медиа – это не дискриминация. Это – требования закона, которые обязывают проводить тендер, если на бюджетные средства претендуют как минимум два вещателя. И, как сказал, советник вице-премьер-министра по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Украины Андрей Мирошниченко, «было бы странно, если бы, защищая информационный суверенитет, нарушали национальное законодательство Украины».
Спекулировать на собственной уникальности, прикрываясь, безусловно, тяжелейшими испытаниями, которые выпали на долю твоего народа, для достижения моментальной выгоды – это просто. Но это не та позиция, которая позволяет одержать глобальную победу в долгосрочной перспективе.
У нас есть один общий враг, причинивший много боли всем гражданам Украины. Это – Россия. Да, нам нужно одержать над ним победу. Но еще важнее – спокойно жить благополучной и качественной жизнью. Чтобы все это произошло – и победа, и благополучная жизнь – нам всем нужно сформировать качественное информационное пространство. Для себя же. Чтобы оно не отравляло токсичностью ни тех, кто живет на материковой Украине, ни тех, кто живет в Крыму, ни тех, кто живет на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях.
Вклад телеканала ATR в его формирование неоценим. Но и другие медиа делают не меньше. Очень важно, чтобы телеканал ATR был. Как и все те СМИ, которые работают на восстановление территориальной целостности Украины.
Читайте также: Ирина Седова: Лишь 20% российско-украинской войны происходит на Донбассе
Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов. Мнение редакции может отличаться от авторского.
«Черноморка» в Telegram и Facebook
© Черноморская телерадиокомпания, 2024Все права защищены