ДЕНЬ ОККУПАЦИИ:
3
6
7
9
ДЕНЬ ОККУПАЦИИ:
3
6
7
9
В центре внимания
Колыма, буряты, Путин: как сквозь поколения сплелись репрессии одной пропаганды
  21 мая 2019 12:17
|
  833

Колыма, буряты, Путин: как сквозь поколения сплелись репрессии одной пропаганды

Колыма, буряты, Путин: как сквозь поколения сплелись репрессии одной пропаганды

20190521 РФ

Месяц я всматривалась в реакцию украинцев на фильм Дудя про Колыму и ужас сталинских репрессий. Месяц я пыталась понять, что же для украинцев является настолько резонансным в этом фильме. Безрезультатно. Зато дождалась достойнейшего ответа на мой немой вопрос от Вселенной. На примере этого ответа легче рассказать, почему удивляться этому фильму не надо.

«Колыма» Дудя – явление экстраординарное для России. Там журналистика уничтожена как явление и выдать хоть сколько-то достойный честный и качественный продукт ей не под силу. Именно поэтому фильм о репрессиях там – это подобие глотка свежего воздуха, которое помогает почувствовать и осознать реальность.

Украинцам этот фильм мало что дает. В Украине за последние годы выходило множество документальных журналистских проектов, которые и по форме подачи, и по масштабу отработки темы и по итоговому качеству проекта куда интереснее.

С точки зрения информационного наполнения – там не рассказывают ничего такого, что бы не было нам давно известно. Мы со школы знаем и про репрессии, и про депортации, и про зверски организованные голодоморы. Нам давно известно про зловещие «тройки», которые врывались в дома по ночам, когда все семьи были максимально беззащитны перед черной силой, уничтожающей их жизни. Про массовые расстрелы. Про смертный приговор, завернутый в псевдогуманную обертку формулировки «десять лет без права переписки». Этот фильм не сообщает нам ничего нового вообще. Вот совсем. Он не делает ни одного открытия, не разгадывает ни одной тайны, даже новых эмоций не раскрывает.

На что тогда мы среагировали? На констатированный в который раз факт того, что сталинский период был чудовищен в том, насколько бездушно он уничтожил потенциал многих стран? На дополнительное осознание того, что тирана воспринимали и до сих пор воспринимают как заботливого отца нации и народного героя? Что полицейский режим целой страной возводится в абсолютный идеал существования? Ну, так, ребятки, мы и до этого все это знали.

Все попытки государственных российских СМИ дискредитировать фильм Дудя – ничто. В сравнении с тем, как все его настроение подтверждает реальность. Вот вам – «прекрасное» от тюремщиков Бурятии.

Эта задорная песенка – она именно о том, как прекрасно продолжает сегодняшняя Россия лучшие традиции сталинского режима, изящно адаптируя их под современность.

Сотрудница ФСИН заламывает руку женщине в одежде, похожей на тюремную робу, в это время в ролике звучат слова: «Чётко идёт с расстановкой — это борьба с уголовкой, лидер скулит, словно псина». Чуть позже оперативник управления ФСИН по Бурятии целится из арбалета в мужчину, который изображает заключенного. Ему на голову другой сотрудник ведомства кладёт яблоко. Жертва, зажмурив глаза, подпевает. Тюремщики размахивают флагами, рассказывают о своих привилегиях, льготах, санаторном лечении и вознаграждении. И призывают стать – цитата – «одним из нас».

И вот это – лучшая иллюстрация того, как работает тоталитарный режим. Ты – либо один из «нас» и гордишься своим званием тюремщика, с вознаграждениями и санаторным лечением. Либо один из «них» и скулишь словно псина, сталкиваясь со своими тюремщиками. Промежуточное состояние – когда ты еще простой смертный, но уже хочешь стать тюремщиком. Потому что там можно задорно бить людей за деньги и регулярно восстанавливаться в санаториях после этой нечеловечески сложной работы. И вот такое разделение населения в России существует давно, оправдываясь службой во благо народа.

Поэтому не удивляйтесь Дудю. Он не рассказывает ничего нового. Современная Россия мало чем отличается от сталинской. Есть тюремщики, которых государственные мужи с натяжкой, но все же причисляют к категории людей. А есть все остальные. Они нужны, чтобы с обожанием обслуживать власть и не выпендриваться. Для тех, кто выпендривается – есть тюремщики.

Для того, чтобы было обожание – есть пропаганда. И да, котятки, она работает так же, как и во времена Сталина, мягко искажая реальность для большинства. Именно пропаганда аккуратно ампутирует из логической цепочки мыслительного процесса то звено, которое позволяет связать личность правителя с той машиной, которая на него работает. Так и получается, что главный вождь – он самый лучший, а беспредел правоохранителей – это перегибы на местах.

Три года назад один из адвокатов наших политзаключенных в России во время интервью долго описывал мне всю бесчеловечность российской пенитенциарной системы. Рассказывал, как в тюрьме издеваются над его подзащитным. Объяснял, как судьи, отлично видя всю нелепую склейку дела, в «тупую» организовывают многолетние сроки невинным людям, просто потому, что есть такая команда. А потом, вдруг, внезапно подытожил, что все это издевательство происходит только потому, что Путин о нем не знает. А вот когда узнает – то точно все исправит и отпустит невинно осужденных. Потому что он – «великий, справедливый и добрый правитель».

Это был один из самых крутых поворотов разговора в моей жизни. Человек, только что во всех красках описал мне масштаб тоталитарной правоохранительной системы, которая смалывает любую человеческую жизнь в пыль. Человек сам лично все два часа разговора называл эту систему тоталитарной. Он говорил, что его клиента пытали, потому что на это была дана команда «сверху». Но при этом верх – это не главный всея всего, который выстроил и наладил эту систему. Это кто-то другой, абстрактный и неведомый. Тогда понять эту логику не получалось. Тогда этот рассказ казался сюрреалистичной отсылкой к сталинским репрессиям и чудовищной слепоте народа. Теперь фильм «Колыма» – это ровно о том же, с отсылкой к путинским репрессиям и чудовищной слепоте народа. Ничего не поменялось. Сюр продолжается. Бурятский ФСИН тому подтверждение. Вместе со своей слепой гордостью за отличную службу, начатую в 1935 году.

Автор: Евгения Мазур
Иллюстрация: Софо Киртадзе | codaru.com

Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов. Мнение редакции может отличаться от авторского.

Читайте «Черноморку» в Telegram и Facebook

© Черноморская телерадиокомпания, 2024Все права защищены