С Алиной Кисиной, британской фотохудожницей украинского происхождения, мы встретились на IV Образовательном фестивале «Арсенал Идей», где Алина представила свой инклюзивный фотопроект Children of Vision. Он стал результатом длительного сотрудничества британской фотохудожницы с киевской специальной школой-интернатом №11 для детей с недостатками зрения и Благотворительным фондом «Мыстецький Арсенал».
В первой части интервью с автором Children of Vision говорили о творчестве, детях, образовании, самореализации и о том, как воспитать счастливого человека и создать здоровое общество.
Алина, расскажите о впечатлениях от организации этой выставки? Как все прошло? Тем более, что вы уже не впервые у нас.
Все прошло здорово. Мне очень нравится техническое исполнение выставки. Для меня как для художника было захватывающе иметь возможность напечатать такие крупномасштабные работы (5х7 м). Особенно, когда это такое малюсенькое существо, ребенок 7-и лет, погруженный в огромное кресло (смеется – авт.). И мы смогли это оперативно напечатать, и передать впечатление.
Мне очень нравится работать с Благотворительным фондом «Мыстецький Арсенал». То, что они делают – и прогрессивно, и вовлекает людей. Это чрезвычайно полезная работа.
У нас на выставке была группа детей из школы-интерната. Было интересно наблюдать за ними, как они воспринимают себя в кадре. Их это забавляет, им льстит, что они могут себя найти на фото, считают, кто сколько раз в кадрах повторяется.
Почему вы выбрали именно эту тему?
Для меня это важно. Имеет большое значение, насколько этот проект полезен для детей, что он им дает. Это психологическая поддержка – кто-то проявляет к ним интерес, их фотографируют, о них говорят, на их фотографии ходят посмотреть.
И также приятно, что уже здесь, на выставке, люди, проходя через зал, начали спрашивать меня о школе, хотели узнать, чем можно ей помочь. Таким образом, у школы появляются новые друзья и поддержка.
Более того, из этой выставки возникла еще одна идея, которая уже реализована. Все началось с работы с учениками школы-интерната. Осознала, что визуально передать творческую энергию и глубину внутреннего мира ребенка – достаточно сложная задача. Но решение пришло. Я инициировала Instagram-проект Children of Vision.Together. Это своеобразная платформа для детей и молодежи, где они могут показать свой уникальный взгляд на мир. Кроме того, это отличная возможность попробовать себя в фотоискусстве.
Процедура участия достаточно проста – необходимо опубликовать свои фотоработы с хэштегом #дітибачатьРазом, #COVtogether (чтобы я увидела фото, профиль должен быть открытым). Участники проекта получают от меня обратную связь – конструктивные рекомендации и слова поддержки. А самые яркие работы отбираются для странички проекта в Instagram, а в последствии могут стать частью экспозиции.
Мы в интернете пригласили всех желающих принять участие в Instagram-проекте. Ограничений нет ни по способностям, ни по теме, ни по географии. И дети из разных стран прислали работы. Все фотоработы стали элементами инсталляции, которую мы создаем вместе с гостями фестиваля. Взрослые и дети выбирают понравившиеся фото и приклеивают их на стену. Вместе мы создаем экспозицию на тему Детей и Творчества.
Очень приятно, что люди откликаются. А в этом вся идея – привлечь, вдохновить, поощрять в самовыражении.
А как вы организовываете свой процесс работы? Как выбираете героя, тему, идею, оформление? Кто или что в первую очередь?
Я не планирую содержание своих работ, не выбираю героев, темы и идеи. Я наблюдаю за жизнью и людьми, и фиксирую те моменты, в которых вижу художественную ценность. Образ должен меня позвать, а моя задача его не упустить.
Вы представили свою выставку также и в Великобритании. Как реагировали иностранцы на проект с украинскими детьми?
Отношение всегда глубоко положительное и полное живого интереса. К слову, фотопроект Children of Vision был одним из открывающих Лондонский месяц фотографии в 2016 году. И там, на встрече с авторами, меня засыпали вопросами о школе, её учениках, о творчестве и образовании в Украине в целом.
Фото: Алина Кисина. Занятия творчеством способствуют социализации и раскрытию потенциала учащихся. В кадре – ученицы школы во время занятия вокалом (фоторабота из инклюзивного проект Children on Vision)
Сами дети и их творчество тоже вызывают большой интерес. Когда я показываю свой фотопроект об украинских детях из интерната в Великобритании, всегда включаю примеры петриковской росписи, сделанные детьми, и они воспринимаются исключительно с уважением и восхищением.
А сложно ли быть услышанным с темой искусства, творчества у нас в стране, где идёт война?
Есть вечные темы, которые актуальны в любой ситуации. О личности и том, что помогает преодолевать жизненные испытания важно говорить уже сегодня. О развитии ребенка, которое без творчества и качественного образования невозможно.
Вы активно привлекаете в творческие процессы детей. Зачем детям искусство?
Думаю, даже Instagram-проект полезен всем участникам. Потому что и взрослым полезно вспомнить, как смотреть на мир глазами детей. Так, глядя на фото, сделанное 5-летним ребенком, мы возвращаемся в то состояние – чистое, свободное от предрассудков и других ограничений во взгляде на жизнь.
А зачем детям нужно искусство и творчество – считаю, что у этого есть чрезвычайно практическая польза. Дети, грамотные в плане творческих навыков, не только могут решить прикладные задачи. Через творчество они развивают абстрактное мышление, память, навыки общения, самовыражение. Это также способствует виденью чего-то за поверхностью вещей. Например, дети фотографируют дождь, отражения, абстрактные композиции – ручку чашки и тень вилки и т.д. Тем самым они тренируют внимательность, умение замечать детали, интересное и необычное. Это прекрасные практические навыки, необходимые в жизни всем.
Главные герои этой выставки – ученики школы-интерната. Это дети с проблемами зрения и другими инвалидностями, которые могут быть в комплексе. И в этом интернате им предлагают попробовать себя в творчестве: театре, музыке, создании икебаны, гончарном деле, выжигании, петриковке, танце. И каждый ребенок может все попробовать, чтобы “нащупать” себя. Чтобы понять – вот это и это я не хочу, а вот это – хочу и могу. Это такая прекрасная возможность! Это так важно для моральной стабильности – знать, что есть что-то, оно мое, я это могу, и это что-то, что никто и никогда забрать не сможет. Это имеет колоссальную важность, особенно для детей, которые чувствуют свою уязвимость в других, физических аспектах.
Мой любимый пример: выпускникам этой школы, когда они попадают в высшие учебные заведения, наравне со здоровыми людьми, первый год дается сложно – в школе у них специальная инфраструктура, поддержка, увеличительные стекла, лампы, которые помогают перерабатывать информацию и т.д. А в высших учебных заведениях такой поддержки может не быть. И приходится решать много новых задач без поддержки. Это сложно. Но они приходят на первый курс, и, если надо, могут нарисовать стенгазету. Могут также выступить на сцене, спеть, станцевать, быть ведущим, даже нарисовать петриковку в деканат (смеется – авт.). Получается, они обладают широким спектром творческо-практических навыков, и это помогает им социализироваться, стать экспертами в какой-то области, чтобы к ним обращались и их ценили еще до учебы, диплома и работы.
Мне сказали, что в Украине сейчас есть тенденция к уменьшению часов творческих предметов, и меня это убило, честно говоря. Потому что уже несколько лет в Западной Европе, в Великобритании учителя, с которыми мне приходилось говорить, просто стонут. Потому что музыкальные кабинеты закрываются, инструменты пылятся, никто ими не пользуется. Это ошибка. И цена у нее будет высокой и долгосрочной. Я надеялась, что в Украине это пока не так. По-моему, это не тот пример, которому надо следовать.
Возможно, просто хотят разделить творческие школы с общеобразовательными?
Абсолютно необходим баланс. Чтобы каждый ребенок имел доступ хотя бы к нескольким часам музыки и рисования. Ведь это освобождает мозг, помогает переварить информацию на другом уровне. Вот визуализация математики: если человек действительно понимает математику, красоту организации мира, он может ее себе представить. От этого всего один шаг к музыке, ритму, работе с цветами. Ведь на самом деле все дисциплины описывают мир вокруг нас. Просто делают это по-разному. Поэтому творческие предметы – это не развлечение. Это способ развития других «мозговых мышц».
Из личного опыта знаю: моему ребенку не нравится, когда в школе что-то заставляют нарисовать. В итоге рисуем мы с бабушкой. Это неправильный подход к организации творческого процесса?
Да. Когда в детстве я ходила в какие-то творческие школы, там часто был упор на правила. А я не могла их понять и запомнить. В моем детстве рядом во дворе был фотоклуб. И я считала, что это ужасно скучно, очень сложно понять, еще тяжелее, чем физику. То есть, у меня еще в детстве была возможность этим заниматься. Но я этого не делала, хотя очевидно, что визуальный язык – это мой инструмент. И только лет в 19 я к этому пришла. Поэтому очень важно, как именно преподаются творческие предметы. Когда я провожу мастер-классы, работаю с детьми, то делаю упор не на правила, а на то, зачем они нужны. Главное – это визуальная грамотность, способность замечать детали вокруг, видеть свет, слиться с предметом, на который смотришь. В этом есть медитативное качество. Это требует повышенного внимания к миру вокруг, а не прокручивания одних и тех же мыслей. И если с творческими предметами в школе вот такой опыт – это может говорить о том, что либо ребенку это в данный момент не интересно (тогда заставлять не надо), либо нужно пересмотреть педагогический подход. И если дать возможность ребенку выбрать самому, что ему близко, может, он этот выбор сделает лучше и точнее.
Но для этого нужно предоставить выбор еще в школе.
Да! Например, в школе-интернате есть потрясающие педагоги, которые этим живут, и находят творческий подход к каждому ребенку, индивидуальный подход. Это важно, иначе из любого занятия можно сделать скучную и занудную процедуру – с экзаменами, правилами, но без вдохновения.
Вы рассказали о детях, которые радуются, видя себя в кадре. А я знаю не одного ребенка, который не любит фотографироваться, убегает. Почему?
За время работы в школе-интернате (а я там снимала несколько лет), заметила – это, возможно, вопрос возраста. Особенно мальчики, лет 11-12, вот так себя ведут. Я с уважением к этому отношусь. Если ребенок говорит «не надо», тут же убираю фотоаппарат. Но вот какая штука: эти дети видят, что я фотографирую других, начинают специально проходить мимо – «я не в кадре, я просто так тут стою». Иногда начинают прятаться, потом выглядывать. И я понимаю, что это такая форма кокетства. Им на самом деле очень хочется, чтобы их сфотографировали. Но как только говорят «не надо», фотоаппарат убирается. А потом они за мной бегают и ищут возможность попасть в кадр.
У украинской системы образования есть такая проблема – ребята получают образование, которое потом им в жизни и работе не нужно. Стоит вопрос коммерциализации полученного образования. Творческое образование возможно потом, во взрослой жизни, сделать своим бизнесом?
Конечно. Есть очень много людей, считающих, что у них нет таланта. И когда спросишь – у всех одна история, как по шаблону: было 7 лет, нарисовал вазу, а учительница сказала «какой ужас», и ребенок после этого не рисовал никогда. То же самое с музыкой. И люди недооценивают свою способность творчески мыслить. Например, понять – какой мне логотип нужен, как он должен выглядеть, или какая должна быть веб-страница для бизнеса, как организовать звуковое сопровождение того, что делаю, или как привлечь людей из творческих профессий, чтобы они помогли подать бренд. Я же не говорю детям в школе-интернате – бросайте учебники по математике и английскому, и идите все рисуйте. Совершенно нет. Это общеобразовательная школа. И искусство для них – дополнительная возможность развития. Полдня они учатся, как все, а вторая – это петриковка, хор и так далее. И когда эти дети заканчивают школу, только какой-то процент из них становится профессионалами в творческих отраслях – например, есть джазовый музыкант, мастер татуажа, дизайнер. Но большинство из них – учителя, финансисты, юристы, зоологи и т. д. Но творческий навык, полученный в школе, остается с ними. Благодаря программе они научились абстрактно мыслить, быть уверенными в себе, обращать внимание на детали, работать с другими людьми, чувствовать удовлетворение от того, что “я могу”. И это отличные качества для успешной, счастливой жизни.
Сейчас достаточно неплохо развивается и музыка, и изобразительное искусство. Это потому, что раньше не сокращали творческие занятия?
Думаю, какая-то связь есть. Ведь если в детстве человеку сказали, что ему медведь на ухо наступил, то ему будет сложнее перебороть себя и начать петь в 30 лет. Возможно, он это и сделает, а может и нет. Но есть очень много нераскрытых талантов. А задача человека – максимально раскрыться в жизни. Когда человек на своем месте, занимается делом, от которого крылья растут, то он готов работать ночи напролет. А если ему работа не интересна, он не будет готов на дополнительные усилия, которые создают разницу между асом своего дела и тем, кто просто справляется. Качество жизни в целом очень зависит от того, какую работу мы выбираем и насколько она близка нашему нутру. Ведь мы большую часть жизни отдаем работе. И если она отображает наше душевное состояние, то мы в гармонии с собой, другими, мы удовлетворены, легче принимаем решения, больше прощаем, с большим снисхождением относимся к другим. Внутренний мир очень влияет на эти процессы. Кроме того, даже просто для эмоциональной разрядки, если у человека профессия, вообще не связанная с творчеством, а у него в детстве был такой опыт – он может побренчать на гитаре. Это его расслабляет, и это хорошо. Для меня это важная составляющая здоровья (наряду с гигиеной и занятием физкультурой).
Кто или что может способствовать творческому развитию детей и взрослых?
Важно привлекать детей, особенно детей с инвалидностями, в творческий процесс, как это делает, например, “Мистецький Арсенал”. У них есть ресурсы, возможности организовать мероприятия, доступные для всех. Дети могут прийти и попробовать себя в разных активностях. В моем детстве я не знала, что есть такая профессия как, например, фотохудожник. А детям важно видеть, что можно делать на профессиональном уровне. Например, если я рисую – могу быть дизайнером, делать рекламу, то есть – абсолютно коммерческие профессии. Информация важна. И, конечно, важна роль учителей, которые это понимают, и дополняют школьную программу такими мероприятиями, фестивалями. И мне очень приятно участвовать в таких проектах. Надеюсь, на выставку приедет и класс моей бывшей классной руководительницы.
Могли бы вы подсказать таким творческим учителям – на что обращать внимание, как заинтересовать детей творчеством, искусством?
По моему опыту первое – забыть о правилах. Они нужны, но мы все мыслим по-разному. И бывает, что если ребенок не понял правила (например, как правильно нарисовать ту же вазу) – он за секунду поставит на этом крест, и больше на рисование с воодушевлением не придет. Важно быть больше наблюдателем, и дать ребенку нащупать свой способ познания, свой инструментарий, и подходить к нему только там, где нужна помощь. Но если он сам нащупает свое, а помогать ему только с подбором инструментов для реализации его идей – границ просто не будет. Необходимо добавить ему уверенности и оказать поддержку. Ведь абсолютно каждый человек может проявить себя в творческом плане. Возможно, нужно меньше концентрироваться на нормативах и планах уроков, зачетах и экзаменах.
Читайте также вторую часть интервью Как не вешать ярлыки, полюбить себя и стать счастливым: воодушевляющий лайфхак от художницы
Фото: Оля Кушик; Джеймс Тревис; Алина Кисина
© Черноморская телерадиокомпания, 2024Все права защищены