Демократия, свобода слова и свобода воли, гражданское общество, вовлеченность в процесс построения новой Украины. Как много мы об этом говорим. И тут же возмущаемся, если попадаем в омут информационной истерики. И я тоже возмущалась – до президентских выборов 2019 года. В тот момент, когда из-за потоков грязи, в кои щедро окунают друг друга политические оппоненты, стало страшно открывать Facebook, я пришла к выводу: всё, что происходит, – закономерно.
Демократия для меня означает в первую очередь ответственность. За всё. Да, в сегодняшней Украине, когда старая система упорно не сдаёт позиций, пока сложно говорить о демократии. Но стоит порадоваться тому, что мы наконец по достоинству оценили инструмент, который всегда у нас был, – свободу слова; оценили и начали им пользоваться. И пусть то, что мы сейчас называем свободой слова, свободой самовыражения, иногда граничит с грубостью. Пусть мы путаемся в терминах, перебиваем друг друга, или вовсе говорим одновременно. Мы учимся говорить и слышать. Учимся, потому что умение просто произносить слова, и умение говорить так, чтобы не нарушать чужих границ, и быть услышанным, это, как говорят в Одессе, две большие разницы.
Мы учимся слушать и слышать. Потому что без этого диалог между украинцами невозможен, а не будет диалога между гражданами – не будет и страны. И пусть сейчас слово «диалог» дискредитируется некими праворадикальными, националистическими движениями, но диалог как процесс уже стартовал в 2014 году, когда перед украинцами встал выбор: потерять Украину или потерять часть личного комфорта. И если бы тогда миллионы людей не сделали выбор в пользу второго варианта, уже сейчас Украина была бы колонией. Или десятками колоний, кто знает, ведь геополитический аппетит иногда приходит только во время еды.
После обнародования итогов первого тура президентских выборов в публичной плоскости разверзся ад. Особенно это касается Facebook, где, в основном, «живут» активные представители общественного и политического секторов. Страсти достигли апогея, когда стало понятно, что «Игра престолов» разворачивается между двумя кандидатами (а было их 39, напомним), и тогда на головы оппонентов обрушились реки грязи, тонны помоев, огонь и сера с небес. Правозащитники удивляются потоку оскорблений, которые и кандидаты, и приверженцы того или иного политического лагеря адресуют друг другу. И я понимаю возмущение правозащитников. Но ведь в воюющей стране, где ежедневно люди погибают на войне (о которой кто-то в Украине и не подозревает), где до сих пор не расследованы расправа с Небесной Сотней на Майдане, нападения на журналистов и общественников, где реваншистам даже не надо быть реваншистами, потому что практически все они остались на своих местах, где каждый день нарушаются права человека, – ведь в такой стране выборы уже являются огромным риском. Даже в мирное время ни никогда не проходили спокойно.
Наверное, дело в том, что в течение пяти лет, с момента российской агрессии против Украины, мы осознаём простые истины, которые раньше нам было удобно не замечать. Они как бы существовали отдельно от нас и наших жизней. Но пришла война, и жить по-прежнему могут только те, кто ничего и никого не потерял на этой войне (правда, с учётом того, что за их покой и сон заплатил кто-то другой). И этот момент осознания длиной в пять лет все наши чувства и реакции обострены. Именно поэтому всё, что происходит, естественно. И те самые «диванные войны», которые мы часто высмеиваем, на мой взгляд, приносят большую пользу: таким образом люди одновременно и выговариваются, избавляются от части негативных эмоций, и учатся. Учатся быть страной, народом.
В нашей стране частыми гостями стали международные партнёры, эксперты. Иностранные доноры вкладывают огромные суммы в реализацию проектов, направленных на диалог, развитие громад, на конструктив, одним словом. Все они делятся своим опытом, пытаются помочь украинцам выбрать верный путь. И это должен быть собственный путь. Никакой чужой опыт не может спасти Украину и приумножить её ресурсы. Сами. Это под силу только нам самим.
Да, пока создаётся впечатление, что скала, сколько её ни «лупай», не поддаётся, и все усилия напрасны. Что старая система непобедима. Что перемены невозможны. Но посмотрите, сколько произошло перемен: в Украину – в нашу воюющую страну – заходят инвесторы, реализуются общественные инициативы и бизнес-проекты, запускаются эффективные программы. Всего этого ещё пять лет назад не было. Да, есть то, что реально угнетает. Но мы же не бросим начатое на полпути?
В Украине пока ещё нет гражданского общества. Те, кто сегодня, жертвуя личными ресурсами (и в первую очередь временем и здоровьем), работает над закладкой фундамента для построения гражданского общества как многофункционального пространства («умный дом», ага), прекрасно понимают, что те самые улучшения и перемены к лучшему увидят следующие поколения. Современникам осталась чёрная работа. И тут каждому своё: кто-то отлынивает, кто-то показывает видимость бурной деятельности, а кто-то работает, работает, работает, хотя знает, что плодов своего труда, скорее всего, не увидит.
Но мы учимся. Пока это всё, что мы можем сделать.
Фото: Nik MacMillan on Unsplash
Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов. Мнение редакции может отличаться от авторского.
© Черноморская телерадиокомпания, 2024Все права защищены