Украинский самолет МАУ разбился в Иране, вблизи Тегерана, утром 8 января через 8 минут после взлета. Это не просто жуткая трагедия. Это – один из серьезнейших кризисов, с которыми Украине приходилось сталкиваться за несколько лет. И руководство страны, которое так уверенно обещало нам качественные перемены жизни и управления государством к лучшему, к жизни в кризисных условиях оказалось решительно не готово.
167 пассажиров и 9 членов экипажа, которые были на борту самолета, погибли внезапной и страшной смертью. Это – горе, которое вызывает скорбь и сочувствие. Это трагедия, которая напоминает, как важно ценить близких, пока они рядом с нами. Это история, в которой можно только склонить голову и помолчать.
Всегда. Кроме тех случаев, когда ты не просто человек, а глава государства. Одна из основных задач которого – не оставлять общество один на один с трагической ситуацией. Четко объяснять, что и как будет сделано, чтобы последствия трагедии были минимизированы. Попытаться немножко смягчить боль от утраты тех, кого она коснулась. Показать, что справедливость и прозрачность выяснения обстоятельств трагедии будут неприкосновенны. Дать понять, что трагедия не повлияет на позиции Украины и украинцев в мире. Но оказалось, что у Владимира Зеленского нет понимания, как поступать при подобных трагических ситуациях и что делать, если трагедия случилась внезапно и по-настоящему.
В условиях, когда одно неправильное слово и намек может скомпрометировать всю страну и сильно обострить боль от трагедии всем украинцам, включая тех, кто верит в свою «жизнь вне политики», руководство государства допускает один промах за другим. Видимо, привычно полагаясь на умение задним числом изменять смыслы своих слов, оправдываться и записывать зрелищные видеообращения с не всегда уместными объяснениями. Тут, правда, есть нюанс: тактика выкручивания задним числом работает только с не очень политическими избирателями. Мировая дипломатия и большая политика живут по другим законам. В условиях которых такая неспособность к своевременной и разумной коммуникации делает только хуже.
В первые же часы после падения самолета посольство Украины в Иране заявило, что крушение было вызвано поломкой двигателя, после чего очень оперативно удалило текст этого заявления, которое было, скажем так, несколько преждевременным и некомпетентным. Тем не менее, его успели прочитать все. То есть буквально все, весь мир, включая мировые СМИ. И многие очень озадачились, по какой причине украинская сторона сразу так резко пытается переложить вину за трагедию на свою собственную авиакомпанию, не получив информацию с черных ящиков.
Ситуацию попытался исправить на брифинге премьер-министр Алексей Гончарук, который настойчиво повторял, что о причинах авиакатастрофы можно будет говорить только после проведения расследования. Он же объяснял, что государство окажет необходимую поддержку семьям погибших. Премьер же рассказал миру, что Украина отправит в Иран группу для помощи в поисковой операции и будет добиваться честного расследования.
Но его выступление, к сожалению, ситуацию не спасло. Потому что, во-первых, объяснить недипломатичное поведение украинских дипломатов с их заявлениями, которые обостряют ситуацию в их же родном государстве, Гончарук объяснить не смог. Во-вторых, потому что эти заявления делать должен был не он, а, все же, глава государства.
Но Президент организовывать оперативные брифинги не мог физически по причине своих оманских каникул. Он более суток пытался прорваться в Украину, периодически генерируя неграмотные и непрофессиональные заявления, вроде поручения генпрокурору об открытии уголовного производства, что противоречит его конституционным полномочиям. А прорвавшись, все же, в Украину, он собирает среди ночи совещание, на котором отсутствует главный по вопросам координации действий силовых, разведывательных и правоохранительных органов – глава Офиса президента Андрей Богдан. И глава Службы безопасности Украины Иван Баканов, который, несмотря на свое отсутствие, возглавляет оперативный штаб, созданный Президентом после крушения украинского самолет. То есть ключевые люди в данной ситуации даже не посчитали необходимым прервать рождественский отпуск, чтобы присутствовать на рабочем месте.
По итогу получилось, что вместо поддержки, которая нужна была украинскому обществу в момент кризиса, власть смогла предложить только безответственность и некомпетентность, усиленные стрессовой ситуацией.
Зато мы в очередной раз убедились, что власти важно не просто постоянно находится в контакте с обществом. При этом нужно не манипулировать общественным мнением, а грамотно доносить до внешнего мира свою позицию, объясняя, что и как. Без этого развитие доверительных отношений невозможно. А в политике доверительные отношения власти с обществом куда важнее рейтинга.
Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов. Мнение редакции может отличаться от авторского.
© Черноморская телерадиокомпания, 2024Все права защищены