ДЕНЬ ОККУПАЦИИ:
3
7
0
1
ДЕНЬ ОККУПАЦИИ:
3
7
0
1
В центре внимания
В гостях у сказки: о чем рассказывают крымские легенды
  14 августа 2018 17:15
|
  782

В гостях у сказки: о чем рассказывают крымские легенды

В гостях у сказки: о чем рассказывают крымские легенды

крымские легенды

Сказки и легенды – удивительно насыщенный и колоритный портрет народа, проживающего на определенной территории. По ним можно увидеть и понять намного больше, чем из выпусков новостей. Сказки и легенды Крыма – очередной тому пример.

Теплые и яркие, они пахнут морем и полынью. И совсем чуть-чуть – ароматными специями и дымом.

Сказки и легенды Крыма рассказывают нам, что издавна там жили греки, генуэзцы, армяне, караимы, татары и козаки. Генуэзцы, в большинстве своем, были воинствующие, караимы – умудренные жизненным опытом, армяне – легковоспламеняющиеся и темпераментные, татары – любители приключений и всего необычного, греки – именно такие, как про них рассказывают еще с античных времен, козаки – инициативные.

А барашки были – черные и белые. И только барашки нравились всем, без исключения. Барашков было так много, что они мирно перебредали из сказки в сказку, дергая ушами и похрустывая ракушками степных улиток. Про них там рассказывали, даже если барашки не исполняют никакой роли, кроме умиротворенного жевания травы.

Все остальные, кто не барашки, если верить крымским сказкам, воевали между собой, бегали с набегами, брали в плен, и вообще во все века развлекались, как могли. Словом, в крымских сказках бардак творится изумительный, но сочный и солнечный, как на набережной в разгар сезона.

Самое удивительное – это истории любви. Они в восточном фольклоре всегда увлекательны. В Крыму же в логику восточных сказок смогли вплести еще и личностные драмы греческих трагедий, и мотивы древнехристианских преданий. В итоге – кто кому рубероид и зачем это все было нужно не всегда понятно с первого раза. Но смотрится все это однозначно колоритно. Впрочем, в Крыму оно всегда так – все в целом выглядит смесью драмы, интриг и приключений, а когда всматриваешься – диву даешься, какими узорами оно все между собой переплелось.

Пример. Жил себе старый хан, хорошо все у него было – казна полная, гарем большой, здоровье хорошее, любимая девушка-козачка в женах и сын, привозящий из походов все новые и новые богатства. Казалось бы, что еще нужно, чтобы счастливо встретить пенсию. Но нет. Хан решил как-то порадовать сына и предложил подарить ему все, что тот пожелает. Сын пожелал жену отца – молодую козачку. Хан расстроился. Попробовал сына переубедить. Сын настаивал. Чтобы не ссориться из-за женщины, решили просто сбросить ее со скалы в море, по принципу “так не доставайся же ты никому”. Сбросили, сын расстроился, а хан пришел к выводу, что жить ему, собственно, больше не ради кого, потому что на старости лет ему больше никто не нужен. И прыгнул с обрыва вслед за любимой женой. Так один хан сменил другого. И никакой морали. Просто история престолонаследия.

Большинство историй любви в крымских сказках – они вот такие. Там вообще часто влюбляются, и каждый раз – как в последний. Из влюбленностей этих получаются колоритные истории, пусть и не всегда со счастливым концом. Но хеппиэнды в сказках, как выяснилось, явление не обязательное. В крымских – это можно хотя бы списать на отдельного персонажа Карасевду. Она же – сумасшествие от безнадежной любви. Карасевда – коварна, приставуча и доводит людей до всяких нехорошестей. Сбежать от нее невозможно, но те, кому это удалось – счастливы неимоверно до конца своих дней.

А еще в крымских сказках много околополитического и просматривается оно лучше, чем где бы то ни было. С сохранением солнечной крымской специфики. Пример. После смерти учитель Бек-Темир-эфенди, известный всему Крыму своими проповедями и речами, а также знавший весь мир, был определен в рай, при условии, что будет там молчать вечно. Три раза проговорится – будет перемещен в ад. И учитель, таки да, не смог спокойно наблюдать за чужой глупостью. Трижды пытался образумить он особо несообразительных соседей по раю. После третьего его выгнали. На выходе из рая учителя волновало только одно – разрешат ли ему говорить в аду. Узнав, что говорить там можно сколько угодно, учитель радостно закричал: “Ну, так лучше вариться целые века в самой горячей смоле, томиться жаждой, терзаться голодом, но иметь право свободно говорить о безобразиях в раю!”.

Так что, сказки и легенды Крыма таят в себе много мудрости и драматичных хитросплетений. Они рассказывают, что испокон веков полуостров был заполнен дивными существами, которые делали жизнь людей там пряной и насыщенной. Они передают нам, что издавна в Крыму были греки и генуэзцы, армяне и караимы, татары и турки, козаки… И, кстати, русских там не было. О них в древних сказках и легендах Крыма ничего нет.

Кроме одного старого крымско-татарского предания про скалу, которая должна рухнуть, когда закончится оккупация Крыма русскими. Но об этом мы расскажем в следующий раз.

Автор: Евгения Мазур

© Черноморская телерадиокомпания, 2024Все права защищены